Международная команда британских и французских ученых выяснила, что люди лучше ориентируются на местности, напоминающей те места, где прошло их детство.
В исследованиях приняли участие около 400 тыс. человек из 38 стран, которым было предложено сыграть в видеоигру Sea Hero Quest (SHQ), в котрой требуется проявить свои способности ориентироваться по карте. (Стоит уточнить, SHQ в свое время была специально разработана для выявления ранних смптомов деменции, которые проявляются в ухудшении когнитивных способностей — прим. ред. Техкульт).
Участникам игры предоставили карту с указанием их исходного местоположения и координаты нескольких контрольных точек, которые им предстояло найти. Чтобы в должной мере оценить пространственную навигацию, ученые использовали данные игроков, одолевших как минимум 11 уровней игры.
Для исследования каких-либо изменений в способности ориентироваться была разработана специальная методика оценки сложности планировки города. Исследователи рассчитали энтропию (меру беспорядка в системе) уличной сети (SNE) некоторых мегаполисов 38 стран, в которых проживали участники исследования. Так, к примеру, «сетчатый» Чикаго имеет весьма скромную SNE, по сравнению с Прагой, имеющей вытянутую форму и более высокую SNE.
Большинство стран-участниц исследования имели схожие SNE, то есть похожую планировку исторических городских центров, что, например, характерно для городов Франции, Румынии, Испании, Индии и Таиланда. И, напротив, в США и Аргентине SNE оказалась значительно меньше.
Результаты исследований подтвердили, что изучение сложных сред положительно влияет на образование новых нейронов в мозгу, а повышенная активность — на объем гиппокампа и сложную пространственную навигацию у человека.