В датском городе Орхус появились пешеходные переходы, нарисованные в технике 3D. Они выглядят настолько реалистично, что водителям кажется, что белые блоки повисли над дорогой и отбрасывают на нее тень.
Трехмерный переход выглядит эффектно, но заставляет водителей бить по тормозам от неожиданности. Фото: GettyImagesПока в городе всего три таких инновационных пешеходных перехода. До конца осени они появятся около всех школ в центре, а также на самых оживленных улицах Орхуса. Водители действительно притормаживают перед необычными пешеходными переходами, аккуратнее по ним стали двигаться и велосипедисты.
Власти намерены в течение двух лет наблюдать за тем, как трехмерные пешеходные переходы повлияют на статистику аварий и нарушений скоростного режима. Если количество ДТП существенно сократится, то инновационные переходы появятся и в других городах Дании.
Однако далеко не все автолюбители в восторге от трехмерных переходов. Многие считают, что их появление на дорогах приведет к дополнительным аварийным ситуациям.
Во-первых, некоторые водители, особенно пожилые, пугаются непонятных зебр и резко тормозят, рискуя попасть в аварию. Во-вторых, на необычных пешеходных переходах стали останавливаться желающие сделать эффектную фотографию для соцсетей.
Датские водители настороженно тормозят перед 3D-переходами, а вот пешеходы на них фотографируются
К тому же есть риск, что за несколько месяцев водители привыкнут к трехмерным зебрам и будут проезжать их так же, как и раньше, без остановок. Так, кстати, произошло в Исландии, из-за чего там данная инновация не получила распространения.
А как у нас?
В России уже была практика внедрения подобных 3D-пешеходных переходов. В 2018 году в Казани впервые нарисовали такую "зебру" на дороге. Впрочем, просуществовала она недолго — до вечера. После чего ее убрали и нарисовали всем привычный пешеходный переход. Дело в том, что с непривычки водители, увидев перед собой подобную инсталляцию, стали тормозить, буквально утапливая педаль тормоза в пол. Это могло обернуться резким всплеском аварийности для водителей. Есть другие способы обезопасить пешеходов.
Например, одно время прямо в переход, в асфальт начали монтировать светящиеся полосы, которые дублировали сигналы светофора. Подходит человек к переходу, а у него под ногами загорается красный свет. Но этот эксперимент был также признан неудачным, и от него отказались. Дело в том, что он поощряет тех, кто идет, уткнувшись в экран своего смартфона, не смотреть по сторонам. Зачем, если под ногами все показывают.
Тут как раз эффективней действуют надписи прямо на переходе: стой, посмотри налево. Такие надписи, кстати, пришли из Лондона, с поправкой только на то, в какую сторону смотреть. В Лондоне таким образом пытаются уберечь от опрометчивого шага иностранцев, не привычных к левостороннему движению.
Буквально последние ноу-хау, которые стали применяться в некоторых городах России, кстати, в той же Казани, а также в некоторых городах Подмосковья, — это смарт-переходы. Они оборудованы камерами, лазерной подсветкой и даже неким интеллектом. Когда пешеход подходит к такому переходу, этот интеллект зажигает луч света, провожает пешехода через дорогу. Пешеход в таком случае прекрасно виден в темноте, да и движение луча привлекает внимание водителя.
Еще сравнительно недавно стали использовать проекционные переходы. Это когда переход не рисуется на асфальте пластиком или краской, а проецируется на него. У таких переходов тоже есть свои достоинства. Они не только видны в темноте, их не может закрыть грязью или замести снегом.