Содержание


            Общественная экспертиза. Новый фактор противостояния: теперь Бабий Яр?

Насколько серьезны сегодняшние противоречия и несут ли они угрозы обществу

«Еврейский вопрос» — общее название для всех споров, которые шли в Европе в XIX и XX веках по поводу прав и свобод еврейского (иудейского) населения. Известно, что вплоть до начала XIX века еврейские общины зачастую были существенно ограничены в правах. Например, на территории современной Украины большинству евреев было запрещено селиться за пределами так называемой черты оседлости. Вплоть до нацистской антисемитской кампании 1930-х годов ограничения повсеместно ослабевали, однако на годы Второй мировой войны пришелся самый кровавый период в истории европейских евреев, получивший название — Холокост.

Впрочем, в послевоенные годы антиеврейские кампании случались и в Европе, и на сегодняшней территории Украины, в том числе в годы независимости. Одной из наиболее громких из таких акций было нападение на синагогу у могилы цадика Нахмана (г. Умань), когда люди, выкрикивающие антисемитские лозунги, бросили молящимся отрезанную свиную голову. В последние годы дискуссии вокруг еврейской темы в Украине обострились в связи с планами строительства мемориала в Бабьем Яре. Учитывая непростую судьбу евреев на украинских территориях (Уманская резня, еврейские погромы в конце XIX — начале ХХ века, участие украинцев в массовых казнях во время немецкой оккупации и пр.), хотелось бы понять, насколько серьезны сегодняшние противоречия, не несут ли они угрозы украинскому обществу.

РазвернутьПроект Общественная экспертиза

Общественная экспертиза – совместный проект «Вестей» и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.

Почему в Украине в 2021 году депутатами ВР инициирован законопроект против антисемитизма?

Иван Либерман, правозащитник, адвокат:

— В Украине очень часты проявления антисемитизма. Например, в Голосеевском районе Киева свастика, сваренная из жести и металла, размещена на заборе, вперемешку с еврейскими звездами Давида. СБУ открыла уголовное дело, но свастика уже висит полгода. На Днепровской набережной свастика нарисована через каждые два метра на плитах в пешеходной зоне. Множество антисемитских проявлений и высказываний не только на бытовом уровне, но и на таких высоких уровнях, как Офис президента. А когда было шествие в поддержку Стерненко, свастику рисовали прямо на Банковой. В Херсоне были нападения на синагогу с попыткой поджечь, в Умани праворадикальные элементы обливали кровью места возле могилы цадика Нахмана. В интернете есть группы, культивирующие насилие, выставляющие напоказ свои татуированные тела со свастикой, и все это вперемешку с якобы украинской национальной идеей.

Все это вызывает ощущение, что у людей не то что нет мозгов, а они специально расшатывают страну еще и в этом направлении, пытаются разделить людей по национальным признакам, этническим. В связи с этим всем была инициирована необходимость создания закона, который ужесточил бы наказание. То есть обозначал само по себе преступление и последующее лишение свободы.

Эдуард Долинский, директор Украинского еврейского комитета:

— Для этого есть причины — как исторические, так и современные. Исторические касаются того, что Украина была местом ужасных событий, которые, например, происходили в 1918–1920 годах и были связаны с многочисленными еврейскими погромами, когда погибли десятки тысяч евреев. Затем был Холокост, в котором была уничтожена практически вся еврейская община Украины. На сегодняшний день антисемитизм, который был основной причиной тех событий, является актуальным не только для всей Европы, но и для Украины. Плюс мы увидели, что существующие законодательные механизмы в отношении антисемитизма не работают. Поэтому практически никого за антисемитизм не наказывали. Люди уходили от ответственности, при этом совершая и правонарушения, и фактически преступления.

Руслан Бортник, директор Украинского института политики:

— Радикальный национализм, который стал если не государственной, то зачастую региональной идеологией, иногда приобретает форму ксенофобии, а одной из форм ксенофобии и является антисемитизм. И это попытка провести «красные линии» для дальнейшего развития политической идеологии правого радикализма. С другой стороны, это попытка власти самооправдаться, потому что Украину сегодня часто обвиняют в ксенофобии, радикализме, антисемитизме, дискриминациях по языковому, этническому и другим признакам. И это попытка власти доказать, что мы с этими явлениями боремся. Хотя сам по себе антисемитизм — очень сложное явление, форма ксенофобии, такая же как украинофобия, русофобия. И обсуждать только одну форму ксенофобии на сегодняшний день, мне кажется, недостаточным для предотвращения позорных явлений. В принципе надо усиливать не только борьбу с антисемитизмом, но и в целом учредить ответственность за любые проявления ксенофобии в Украине.

Кость Бондаренко, историк, руководитель фонда «Украинская политика»:

— Потому что, на самом деле, не стоит сбрасывать со счетов наличие факта антисемитизма в украинском обществе. Как на бытовом уровне, так и на уровне некоторых политиков, которые предлагают сегодня чествовать тех персонажей украинской истории, которые не стеснялись в свое время своего откровенного антисемитизма. Поэтому очевидно, что в данный момент эти тенденции и требуют законодательно закрепить те пункты, которые будут показывать, что украинское общество действительно борется с антисемитизмом. Я не хочу говорить о том, что уровень антисемитизма у нас слишком высокий. Большинство украинцев, я просто уверен, далеки от антисемитизма, но есть целый ряд маргинальных элементов, которые действительно, с одной стороны, используют антисемитские лозунги, а с другой — оказывают давление на политиков, чтобы они выступали лоббистами их интересов. 

Почему «патриотически настроенная общественность» выступает против нового мемориала «Бабий Яр» и критикует фильм Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст»?

Иван Либерман:

— Я не исключаю, что разнообразные нацистские и профашистские организации из-за рубежа могут финансировать праворадикальные организации в Украине. Причем необязательно из ближнего зарубежья. То есть первая причина — финансовая. Вторая: внутри Украины тоже есть очень много конфликтующих между собой лидеров или тех, кто считает себя лидерами в той или иной отрасли, и они пытаются разворошить эту тему, пропиариться либо опять же просто отработать гранты.

Эдуард Долинский:

— Я думаю, они критикуют не отдельно фильм. Это связанные вещи, потому что фильм, который снял Лозница, напрямую связан с мемориальным центром. Националистические группы категорически против того, чтобы выделять евреев. И это проявление антисемитизма. Они хотят все уровнять, чтобы не было никаких исключений, чтобы, например, те убийцы евреев, которых они сейчас героизируют, оставались такими же жертвами, как и евреи. Что является вообще-то извращением моральных норм, когда убийц почитают как героев и ставят им памятники на месте захоронений их жертв.

Руслан Бортник:

— Украинские националисты пытаются из истории с Бабьим Яром убрать любые намеки и воспоминания, касающиеся участников правого движения в совершении этого преступления. Они пытаются сделать Бабий Яр символом преступлений нацизма, к которому украинские правые организации и их лидеры не имеют никакого отношения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Масштабные махинации: Руководство Одесской ОВА подозревают в растрате

Кость Бондаренко:

— Там есть несколько аспектов. Очевидно, что мы имеем дело и с нездоровым лоббизмом, и с использованием ура-патриотической риторики (в том числе в контексте российской оккупации), и в попытках актуализировать лозунг «Пам’ятай чужинець, що господар — українець». Здесь все три элемента совпали в одном.

Максим Яковер, генеральный директор Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»:

— Инструментализация и политизация темы Бабьего Яра, навешивание ярлыков на Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» и попытки использовать тему чествования памяти в политической борьбе вызывают большое беспокойство. Члены Всеукраинского совета церквей и 99% раввинов Украины уже выступили с призывами прекратить политизировать Бабий Яр. Однако некоторые политики и активисты и дальше пытаются заработать рейтинг, манипулируя эмоциями людей.

В то же время все попытки обвинить мемориал и его проекты в продвижении «путинского нарратива», желании «российских» олигархов унизить Украину, попытках показать историю, исказив ее, не имеют под собой никакого обоснования.

Во-первых, у Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» есть большой исторический нарратив, созданный при участии лучших специалистов мира. Он написан в соответствии со всеми нормами и практиками, связанными с мемориализацией Холокоста. В нем нет и не может быть никакой самодеятельности или индоктринации. Исторический нарратив уже три года как опубликован на официальном сайте мемориала и доступен всем желающим. У ведущих исследователей Холокоста по всему миру к нему нет никаких претензий. Мировые и украинские историки считают его качественным и сбалансированным.

Во-вторых, у проекта есть свой академический совет, который не допустит политического или идеологического влияние на содержание нарратива.

В-третьих, у проекта есть наблюдательный совет, возглавляемый диссидентом Натаном Щаранским, который тоже не допустит любых попыток политической инструментализации темы.

Также у Мемориального центра есть общественный совет, в который входят известные представители украинского общества, которые внимательно наблюдают за проектами мемориала и дают обратную связь.

И напоследок. Тема Холокоста — это хорошо изученная в мире история геноцида евреев. Поэтому все попытки посмотреть на нее «российскими», «украинскими» или «польскими» глазами получат немедленный отпор во всем мире.

Насколько версия истории Украины, связанная с чествованием дивизии «Галичина» или батальона «Нахтигаль», может быть совмещена с памятью о Холокосте и каковы ее перспективы на международной арене и внутри страны?

Эдуард Долинский:

— Никаким образом оно не может быть совмещено, это абсолютно несопоставимые вещи. В цивилизованной европейский стране не может быть почитания памяти нацистских коллаборантов. Дивизия СС «Галичина», «Нахтигаль», полицаи — это организации и структуры должны были быть осуждены и были осуждены. Они не имеют права героизироваться, им нельзя ставить памятники и в их честь называть улицы. Это абсолютно противозаконно, это против норм человеческой морали, этики, закона, против всех основ нашей цивилизации.              

Руслан Бортник:

— Она может быть, скажем так, брошена в одну тарелку, но салата из этого никогда не получится. Да, это может все параллельно существовать, но это создает глубокий шизофренический комплекс общественного сознания. Потому что, с одной стороны, попытка говорить о жертвах Бабьего Яра, памяти о победе во Второй мировой войне — Дне Победы, а с другой — чествовать дивизии СС или праворадикальные организации, причастные к преступлениям геноцида, антисемитизму и Волынской резне. Это все разрушает и фрагментирует общественное сознание. Закладывает в нем глубокие комплексы, условия для возникновения серьезных конфликтов в будущем, не позволяя создать какого-либо общественного консенсуса. Поэтому все это может как-то вместе существовать, но вести Украину вперед это, безусловно, не может.        

Кость Бондаренко:

— На самом деле, история Украины настолько сложная вещь, что реально необходимо указывать в школах, что были как Холокост во время войны, так и действия дивизии СС «Галичина» и пр. Реально надо показывать историю в разнообразии, объясняя те или иные периоды. Показывая, что были как светлые, так и темные стороны. По большому счету, это задача историков — не замалчивать то или иное явление, а давать объяснения (трактовку) и делать так, чтобы эти черные, грязные стороны нашей истории не повторялись.

Максим Яковер:

— Ответы на этот вопрос надо разделить на несколько уровней. Во-первых, чествование может происходить на разных уровнях — государственном и общественном. Если речь идет о государственной исторической политике, проводимой государственными органами и на средства государства, то для этого должна быть соответствующая законодательная база. Такой базой в Украине являются принятые в 2015 году Верховной Радой законы. Среди перечисленных героических формаций нет ни батальона «Нахтигаль», ни дивизии Ваффен СС «Галичина».

Во-вторых, вопрос в том, до какой степени информация об упомянутых формированиях имплементирована в школьные учебники. Государство осуществляет контроль за преподаванием истории путем утверждения образовательных программ и принятия в печать учебников. Время, когда преподавание истории в отдельных областях Украины могло кардинально отличаться, уходит в прошлое. Но и раньше ни «Нахтигаль», ни СС «Галичина» не были названы среди украинских героических формаций.

Относительно согласованности украинской исторической политики с мемориализацией памяти жертв Холокоста, можно сказать, что в этом плане она должна быть приведена в соответствие с международными нормами и подходами. Ответственная, базируемая на лучших, признанных во всем мире исследованиях, историческая политика в Украине может возобновить внутренний мир и содействовать авторитету страны на международном уровне.

Заключение Общественной экспертизы

Сам факт инициации законопроекта, направленного на борьбу с проявлениями антисемитизма, говорит об актуальности этого вопроса в современной Украине. Хорошо то, что антисемитизм, да и ксенофобия вообще, не характерны для повседневных украинских реалий. Однако попустительство со стороны власти по поводу активности правых политических сил, исповедующих крайний национализм, приводит к тому, что антиеврейские лозунги и нарративы остаются частью политического ландшафта Украины. Эксперты подчеркивают, что попытки замолчать антисемитизм определенных личностей и движений украинского прошлого приведут лишь к дальнейшему разрушению общественного консенсуса в нашей стране и навредят ее будущему, в том числе на международной арене. Украина нуждается в объективной истории, учитывающей в том числе и темные пятна прошлого.

Что касается споров вокруг мемориала в Бабьем Яре и нового фильма Сергея Лозницы, то экспертное мнение достаточно монолитно: никто не отрицает права украинцев «оплакивать наших евреев», однако при этом нельзя и запрещать евреям оплакивать своих погибших. Память о преступлениях Холокоста является важнейшим фактором формирования современного облика тех местностей и городов, где эти преступления были совершены. По памятникам, мемориалам, музеям мы судим о глубине понимания современниками трагедий прошлого, а значит — и об их культуре и развитости. Об этом тем более необходимо помнить, когда речь идет о месте такой беспрецедентной трагедии, которой были расстрелы в Бабьем Яре — о которой знает весь мир, которая стала предметом многих художественных произведений, включая поэму Евгения Евтушенко и знаменитую симфонию выдающегося композитора ХХ века Дмитрия Шостаковича.