Завершился 14 Одесский международный кинофестиваль. Впервые партнером документальной программы Film Industry Office выступил Музей «Голоса Мирных» Фонда Рината Ахметова. Три панельные дискуссии в рамках мероприятия посвящались разным аспектам создания документального кино.
Видео дня
Эксперты обсудили, как снимать фильмы о войне, каково место документального кино в развитии и формировании общественных институтов и как сделать документальный контент понятным международному зрителю. Модерировала дискуссии Наталья Емченко, директор по коммуникациям SCM, член Наблюдательного совета Фонда.
Первая дискуссия – «Как снимать фильмы о войне: этика в коммуникации с героями и подводные камни в освещении событий». Одним из спикеров стал режиссер, победитель Национального конкурса Мачек Хамела. Его лента «Откуда куда» признана лучшим полнометражным документальным фильмом на фестивале в этом году. Фильм получил специальный приз от Музея «Голоса Мирных».
«Мир должен видеть, что происходит в Украине именно через документальное кино на основе фиксирования показаний людей», — убежден Мачек Хамела.
Первый вопрос дискуссии касался этики создания контента: при документировании опыта войны и общении с героями важно им не навредить.
«Важно вовлекать в процесс создания фильмов психологов, психотерапевтов и даже психиатров. И заботиться не только о состоянии героев, но и о творческих командах фильмов, поскольку они тоже не могут избежать травмы», — подчеркнул психиатр, психотерапевт Олег Чабан.
Сейчас многие журналисты начинают работать в области креативной документалистики. Но подход к съемке журналистского репортажа отличается от подхода к созданию документального кино.
«Если герой говорит, что он не хочет сниматься — ты должен это принять. Если у тебя уже есть материал, а герой не хочет, чтобы он выходил — ты должен смириться. Ты не можешь ставить художественное произведение выше судьбы человека. Потому что это ее история, а ты — созерцатель», — говорит Иванна Хицинская, продюсер Babylon`13, основательница Quatros Group, продюсер фильмов «Железная сотня», «Крепость Мариуполь».
Как нравственно работать с детьми при съемке фильмов? Об этом рассказал Юлиан Улыбин, режиссер документальных лент «Дети бомбоубежищ» и «Драм».
«Я знаю каждого своего героя. Те, кого я снял, из-за моих рук попали на реабилитацию. И не бывает так, что герой пришел — и я сразу снял. Если начинается съемка, она растягивается на неделю, поэтому съемочный процесс долгий, мы живем семьей. И когда дети начинают уже с тобой говорить, тогда у нас все и получается», — говорит Юлиан Улибин.
Дети нуждаются в особо взвешенном и деликатном подходе. К примеру, дети, которых удалось вернуть после депортации, не сразу готовы рассказывать о пережитом.
«Депортация — это лишь одно из обстоятельств жизни. Ей могут предшествовать смерть отца или мамы, бомбоубежище с соседями, сложная эвакуация, пребывание на временно оккупированной территории, перевозка в Россию, жизнь в приемной семье — и только потом возвращение в Украину» , — объясняет Дарья Касьянова, национальный директор по развитию программ БФ «СОС Детские Городки Украина» и Председатель Правления ГС «Украинская сеть за права детей».
Этично ли во время войны снимать игровое кино на реальных событиях? По словам Ирины Храновской, главной продюсерки сериального направления каналов ICTV и ICTV2, войну нужно интегрировать в контент, давать ответы, как жить в это время.
«Освещать военные события с полным и разносторонним пониманием пока невозможно. На этом этапе стоит говорить о героях и формировать героев для зрителей — разведчиков, волонтеров, медиков. Также возможен рассказ о спецоперациях», — уточняет она.
О последующих дискуссиях позже здесь — https://civilvoicesmuseum.org.