Содержание
На капремонт Украины может понадобиться от 349 млрд до 1,1 трлн долларов
В том, что после войны Украине необходимо будет тотальное восстановление по принципу «плана Маршалла», сомнений нет. Сомнения есть в методологии подсчетов. На сегодняшний день известно минимум пять разных оценок сумм, необходимых на проведение капремонта страны – от 349 млрд до 1,1 трлн долларов. Однако глобально виденье этих изменений несколько разное у всех, кто так или иначе причастен к этому процессу: украинской власти, европейских партнеров и ведущих американских think tanks.
Vesti.ua исследовали три идеи, воплощенные в текст: украинская сторона предоставила свое виденье еще летом 2022 года в ходе конференции в швейцарском городке Лугано. Аналитики из ЕС высказали предложения в конце декабря, предоставив расширенный «Парижский доклад». США запечатлели свои идеи в отчете экспертного Центра стратегических и международных исследований (CSIS), который появился буквально на днях.
Украинский эскиз «под президента»
«Идеальный план» украинская сторона пока формирует. Однако летом 2022-го в Лугано был показан первичный эскиз на 40 страниц, амбициозно названный «Планом восстановления Украины». В нем звучит немало хороших идей: к примеру, ключевыми принципами процесса указан «рост справедливого процветания». Расшифровка: главными выгодоприобретателями от gлана станет народ Украины. Цели – рост ВВП и справедливое распределение богатства, а также «восстановление в лучшем качестве». В плане реставрации инфраструктуры и заводов, уничтоженных в ходе боев, «по принципам ЕС: полный переход на зеленые технологии и цифровая трансформация». Модной теме зеленых технологий отведено большое внимание, одной из главных целей развития наряду с достижением роста ВВП называется сокращение эмиссии СО2 на 65% (с уровня 1990 года).
Интересно, что, как говорят источники Vesti.ua, руку к созданию плана приложил глава «фискального» комитета парламента Даниил Гетманцев. Ключевую роль в распределении сфер ответственности, согласно документу, играют лично президент и его Офис. Руководство лежит на главе государства, ему подчиняется «Совет национального восстановления». Сопредседателями этого органа являются три человека: глава Офиса президента, спикер парламента и премьер-министр, которым подчинен секретарь Совета и его аппарат (секретариат), чья задача – «техническая, организационная, аналитическая и информационная поддержка». В составе секретариата создаются 24 рабочие группы, курируемые министрами или их замами (а также представителем парламента и Офиса президента), чья задача – обеспечить наработку чистового сценария «Плана восстановления», согласование программ с приоритетами ветвей власти и прочая техническая работа.
Примечательно, что в графе «Виденье восстановления» в качестве стратегических императивов, то есть беспрекословных ценностей, обозначены «интеграция в ЕС и доступ к рынкам стран G7», а также «национальная безопасность».
Упор на цифры
Актуальность цифр, указанных в плане, уже может быть поставлена под сомнение в силу хода боевых действий и новых разрушений, например, энергетической инфраструктуры, которые произошли с лета. Однако глобально цель великолепна – рост ВВП в более чем 7% (украинская экономика уже показывала подобный рост в 2007 году, схожая динамика была в 2021-м). А вот затраты на достижение этой цели диверсифицированы. Прописаны «немедленные приоритеты», общая оценка которых – 60-65 млрд долларов, не включая трат на безопасность и оборону. Причем половину из них, 30-35 млрд долларов, занимает финансирование текущих расходов правительства (а это любые расходы – от зарплат и пенсий до срочного восстановления ТЭЦ или ГЭС).
Долгосрочные траты оцениваются в 750 млрд долларов, львиную долю в них занимает модернизация регионов и восстановление жилфонда (150-250 млрд долларов), логистика (120-160 млрд долларов), достижение макрофинансовой стабильности (60-80 млрд долларов, причем отчасти средства уже были получены). Обозначены примерные сроки завершения восстановления: первый этап – 2023-2025 годы, второй – 2026-2032 гг. Вся сумма на восстановление разделена примерно равными долями на два этих периода и состоит из грантов, долговых обязательств Украины, собственных капиталов стран и/или организаций-партнеров и частных инвестиций (авторы предлагают им софинансирование инфраструктурных проектов и вложения в секторы с высокой добавленной стоимостью, т.е. в производство или IT-сектор).
Нужно заметить: в этом плане отсутствуют какие-либо оценки будущей экономики, кроме слишком общих «целей». Нет понимания по будущему дефициту госбюджета, инфляционным показателям, объемам госдолга, размерам доходов или расходов органов госуправления.
То есть, по сути, документ – лишь набросок общих целей, которых можно достичь при наличии политической воли доноров из числа стран Запада и международных финансовых институций.
«Парижский доклад» с сюрпризами
Еще один доклад подготовил в конце декабря авторитетный европейский Центр по исследованию экономической политики, и он называется «Парижский доклад – 1». В начале – ряд предположений, от которых будет зависеть будущее Украины: в качестве базового рассматривается сценарий, где Украина восстанавливает контроль над своей территорией, получает гарантии безопасности и идет в ЕС. «Однако существует высокая неопределенность, поэтому спектр возможных сценариев широк. Например, распад РФ… или ее превращение в «Северную Корею», что оставляет государства на восточной границе Украины враждебными к ней. Иными словами, будущее Украины может напоминать Израиль или Южную Корею», – пишут авторы, среди которых – экс-глава Минфина Словакии Иван Миклош и Павел Климкин, бывший глава МИД времен Петра Порошенко.
Дальше – сюрпризы. Интеграция в ЕС, несмотря на быстрое получение статуса кандидата, «не будет ни быстрой, ни легкой». «Украина завоевала уважение и восторг людей во всем мире. Но было бы очень опасно, если бы на этой почве украинцы или их лидеры допустили, что стране будут предложены уступки или «скидки» по выполнению условий и критериев к вступлению». Восстановление страны будет проводиться на «официальные иностранные ресурсы», но их будет недостаточно, и стране придется привлекать прямые инвестиции, «которые будут зависеть от защиты прав собственности и наличия стандартов госуслуг и бизнес-среды. Иными словами, от реформ». Тут авторы видят проблему: после 2014 года прогресс в реформах «все еще недостаточен и не дает более заметных результатов… Одна из главных причин тому – в отсутствии ответственности за реформы со стороны украинского политического руководства».
Вопрос контроля над процессом реконструкции предлагается решить, отдав контроль над специальным агентством в руки ЕС – по идее авторов (Жерар Роллан, профессор экономики и политологии, Беркли, и Тимофей Милованов, экс-глава украинского Минэкономразвития), это агентство прекратит работу в день вступления Украины в ЕС. Предлагается упростить процедуру увольнения чиновников, «которым в прошлом были предъявлены обвинения в коррупции… поскольку судебные рассмотрения длятся долго, нормальным будет отстранить тех, кого серьезно подозревают», – пишут авторы.
Олигархи, националисты и труба
Судебную систему, кстати, хотят реформировать первой – как основу госуправления. В ее блокировании винят олигархов, к которым, в принципе, особое внимание: они «не должны восстановить влияние, что имели до войны, как не должны появиться новые олигархи».
С первого дня после войны страна должна стать «полноценной демократией» либерального толка, при этом авторы призывают «не душить» националистическую идеологию. Еще момент: стране «потребуются серьезные конституционные изменения», но не в сторону увеличения полномочий президента и уменьшения, соответственно, – парламента). В пример приводят президента Венгрии Виктора Орбана, в 90-х продвигавшего либерально-демократические идеи, но в 2010-м избравшегося уже на националистической платформе.
В экономике особых новшеств не предполагают – ставку предлагают делать на аграрную отрасль, металлургию и IT, причем государству отводится главная роль в субсидировании бизнесов и обеспечении их посредством программы госзакупки. Система газопроводов, по задумке, продолжит «отыгрывать важную роль» в поставках газа из РФ. А вот построить свой терминал для приемки сжиженного газа в Одессе или Николаеве Украина не сможет: «Исторически Турция не разрешала провоз СПГ через Босфор – Украина сможет относительно быстро подключиться к европейским терминалам», – пишут авторы. А учитывая, что к 2040 году истечет еще и срок эксплуатации большинства энергоблоков на АЭС, «разумным шагом» называется строительство двух новых блоков на Хмельницкой АЭС.
Механизм обеспечения свободы слова также предложено возложить на плечи государства – путем субсидий для частных медиа. А вот в «социалке» любопытно предложение устраивать демобилизованных ветеранов на госслужбу, а шахтерам, которые останутся без работы после закрытия большинства шахт, – предложат программы по переквалификации.
Польский ВВП и израильская оборона
Авторитетный американский центр CSIS представил доклад 10 января, участие в его презентации взяли бывший посол США в Украине Уильям Тейлор, экс-замгоссекретаря США украинского происхождения Поля Добрянски, а с украинской стороны – Сергей Цивкач, исполнительный директор программы UkraineInvest. Доклад касается восстановления украинской экономики и строится на выводах около 500 экспертов (в т.ч. украинских), работавших в специальной комиссии по восстановлению экономики Украины. Вице-президент CSIS Дэниел Рунде, представляя доклад, выстроил цели таким образом:
Достижение всех этих целей, по мнению экспертов CSIS, возможно при использовании таких инструментов, как финансовые обязательства со стороны стран ЕС, США и G7. Брюссель, согласно плану, должен предложить Украине четкий график реформ, по завершении которого та станет членом ЕС, на что должно уйти 10-15 лет, при этом «любой другой график… не будет серьезным отношением и ослабит украинскую решимость проводить реформы». Сами преобразования должны быть выстроены в порядке приоритета.
Чтобы не дублировать усилия, восстановление страны предлагается отдать «агентствам по развитию» и международным финансовым институтам. Так, МВФ прямо называется одним из главных инструментов по поддержанию макроэкономической стабильности страны.
Экономику Украины предлагается строить на сельском хозяйстве, технологической промышленности, IT-секторе и цифровизации.
Звучат идеи о создании инструментов, призванных повысить доверие со стороны частных инвесторов, экономические условия развития, по задумке, становятся прозрачными, госсектор – подотчетным (один из ключевых коррупционных рисков, госзакупки, по задумке, будут мониториться гражданским обществом). Приоритетность получает модернизация экономики и всех сфер жизни посредством цифровизации – впрочем, в этой сфере Украина и без того преуспела.
Впрочем, в американской версии будущего так же, как в европейской, почти отсутствуют конкретные цифры. Те, что есть, призваны подчеркивать обстоятельность реформ, которые предстоит провести Украине. Конкретных дат также нет. Впрочем, если взять в расчет предыдущий доклад CSIS от сентября-2022, дата понятна – это 2032 год (то есть пройти путь Польши, Эстонии, Чехии, Румынии и Израиля вместе взятых Украине предлагают всего за десять лет).
Общее и разное
Нужно заметить, что разница во всех трех виденьях вызвана в том числе различным характером задач, выполняемых ими. Украинский более утилитарный, посвященный выживанию “здесь и сейчас” (красивые фразы о “польском ВВП” могут появиться позже с руки имиджмейкеров). Также он, в отличие от западных планов и отчетов, “нарезает” всю полноту полномочий именно президентской вертикали и главе Офиса главы государства. Европейский взгляд на этот вопрос отличается: там призывают избежать централизации власти в одних руках. Наиболее популистским при этом выглядит именно американский доклад: в нем органично смотрелся бы лозунг о пятилетке за три года. На самом деле, вектор реформ, которые необходимо завершить Украине, был определен более 20 лет назад – это и обеспечение независимости и качества судебной ветви власти, и борьба с коррупцией (и теми же олигархами), и зеленый энергетический переход, который появляется сразу в нескольких документах, а потому точкой дискуссии, скорее всего, уже не является. Выполнение части этих реформ уже было завершено, например, в части создания антикоррупционной инфраструктуры (НАБУ, САП, НАПК) и разработки проектов закона о медиа (в украинской версии). Остается надеяться, что планы не забуксуют в самый важный момент – сегодня от их разработки и выполнения на карту поставлено несколько большее, чем в обычных условиях.