Содержание


            Инклюзия на фоне буллинга. Что будет со школами для детей с инвалидностью

Что происходит с реформированием учреждений для детей с особыми потребностями

В Украине полным ходом идет реформа образования. Инклюзивное обучение для детей с инвалидностью стало одним из его ключевых элементов. Школьников с особенными потребностями хотят полностью включить в учебный процесс. Для этого власти планируют увеличить количество специальных классов в обычных школах, набрать «инклюзивных» педагогов и закрыть отдельные учреждения для воспитанников с особенными потребностями. 

Одну из специальных школ в начале июня закрыли в Луганской области – руководство заявило, что того требует реформа об образовании. Сейчас родители детей с инвалидностью жалуются, что в обычных школах их чад могут недопонимать не только ученики, но и педагоги. Некоторые из них даже поднимают руку на учеников с особенными потребностями. 

Vesti.ua рассказывают о том, что происходит с реформированием учреждений для детей с особыми потребностями, а также, почему дискуссия вокруг изменений точится как в социуме, так и среди депутатов Рады.

Реформа полным ходом 

В Украине долгое время дети с инвалидностью могли обучаться только в специализированных заведениях – санаториях, интернатах или спецшколах. 

В рамках реформы образования для таких детей решили расширить перечень возможностей – например, родители могут отдать детей в специально созданные классы в обычных школах. Эксперты из образовательного медиа «Освитория» посчитали, что в 2021 году почти 43% всех школ организовали инклюзивное обучение для учащихся с особенными образовательными потребностями (ООП). Таких школ примерно 7 тысяч из всех. Это касается наличия как обычных классов, так специальных групп для детей с инвалидностью. В то же время некоторые школы в рамках все той же реформы обещали закрыть или упразднить, что не на шутку волновало родителей детей с ООП. 

Например, в начале весны в Рубежном Луганской области приняли решение ликвидировать единственную в регионе школу для детей, больных сколиозом. Тогда это решение очень сильно взволновало родителей учеников и коллектив учебного заведения – они жаловались, что детям с такими отклонениями будет сложно адаптироваться к обучению в обычной школе без специальных условий. Более того, это могло привести к ухудшению состояния детей. 

Главный педиатр Рубежного Александр Дженчако говорил, что школа была оснащена всем необходимым для того, чтобы у детей, которые там учатся – с I-II сколиотическими стадиями, не ухудшалось состояние здоровья, и легкие I-II стадии не превратились в III-IV. В Луганской ОГА, в подчинении которой находилась школа, заявили, что действуют в рамках законодательства и в соответствии с требованием реформирования образования – такое решение продиктовано законом «О среднем образовании». Согласно этому закону, тип учебного заведения как «санаторная школа» вообще должен исчезнуть из правового поля. То есть подобные заведения должны либо переформатировать, либо ликвидировать. 

Несмотря на то, что скандал освещали СМИ и к его решению подключили депутатов Рады, с 1 июля школа перестала работать, а на сайте учреждения последним постом висят документы об отчислении всех 150 учеников. 

Фото: Рубежанская санаторная школа

Критика министра 

В конце мая министр образования Сергей Шкарлет заявлял, что дети с нарушением развития должны получать образование только в специальных учебных заведениях, где сконцентрированы специалисты, образовательная среда и материально-техническая база, то есть в профильных специальных школах и учебно-реабилитационных центрах. Это его заявление сразу же вызвало тонну критики среди депутатов и экспертного сообщества, выступающих за скорое введение тотальной инклюзивности. 

Например, детский омбудсмен Николай Кулеба посчитал слова Шкарлета едва ли не отменой реформы интернатов и «откатом к советскому прошлому», когда у ребенка с инвалидностью не было другого выбора, кроме того, чтобы жить в интернате, без родителей и быть изолированным от общества. Отдельно он выразил обеспокоенность, что слова министра и изменения в стратегию  реформирования системы интернатов станут сигналом для вновь созданных громад, что услуги инклюзии на местах можно не развивать, а, как и раньше, просто отправлять детей в интернаты. 

Вероятнее всего, под «изменением в стратегию реформирования» он имел в виду законопроект, принятый в апреле – тогда группа депутатов во главе с Павлом Сушко и Александром Качурой подали инициативу, которая отсрочила на год закрытие санаторных школ. Эти действия, по мнению экспертов, выступающих за тотальное изменение системы инклюзивности, и Кулебы в том числе, не что иное, как откат реформы. Депутаты, которые озабочены закрытием санаторных школ и школ для детей с особенностями якобы «ведут пропагандистскую кампанию для сохранения старой системы образования». 

«Более того, сам Владимир Зеленский посетил санаторную школу и порадовался замечательным условиям пребывания детей», – с укором писала эксперт по вопросам инклюзивности Марианна Онуфрик

Шкарлету же после волны критики таких вот экспертов пришлось объясняться за свои слова. В Министерстве решили, что родители детей с ООП будут иметь право выбора учебного заведения – либо это учебное заведение с инклюзивными классами, приближенное к месту жительства, либо специальное учебное заведение. Но и это заявление не понравилось ни родителям детей с инвалидностью, ни защитникам реформы. Первые говорят, что, мол, и так – выбирай, не выбирай, но согласно закону об образовании, заведения интернатного типа могут закрыть до 2026 года. Другие же утверждают, что это, опять-таки, застопоривание реформирования. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Раде рассмотрят проект о выделении земельных участков УБД и их семьям

Как Vesti.ua рассказал нардеп от «Слуги народа», глава образовательного комитета в Раде Сергей Бабак, дискуссия вокруг инклюзивности происходит до сих пор – почти полгода Временная следственная комиссия расследует факты нарушения прав детей в результате внедрения реформы. По его словам, множество его коллег «путают интернатные заведения и школы для детей тяжелыми нозологиями». Якобы в Кабмине в список на закрытие к интернатам для детей-сирот добавили специальные школы для учеников с инвалидностью. Бабак считает, что это могли в правительстве сделать случайно. 

«Есть постановление Кабмина, которое рекомендует закрыть школы-интернаты для сирот, но вместе с этим туда попадают и специальные школы. Так уже произошло случайно. Поэтому это и возмутило депутатов», – заявил Бабак. 

По его словам, сам он лично выступает за инклюзивность, однако прекрасно понимает, что дети, которые не слышат или не видят, или у которых есть тяжелые психические расстройства, не смогут в полной мере быть включены в образовательный процесс в обычной школе. 

«Конечно, такие специальные заведения должны остаться, а интернаты для детей-сирот должны уйти в прошлое, потому что статистически почти 90% таких детей на самом деле имеют родителей, по меньшей мере – одного родителя», – говорит нардеп. То есть, по словам главы образовательного комитета, в вопросе инклюзии однозначного ответа нет. Если ребенок с серьезными болезнями, он не может учиться в инклюзивном классе, но инклюзия также нужна. Она должна развиваться параллельно. 

Дети все равно страдают

Защитники реформы уверяют, что, даже в случае закрытия интернатов, в Украине уже созданы все альтернативные возможности для обучения по месту проживания. По заявлению родителей должны открываться инклюзивные классы и группы в школах и детсадах, кроме того, можно выбрать индивидуальную форму обучения дома, что позволило бы не отрывать ребенка с инвалидностью от семьи, как было, когда он учился в школе при интернате.

При этом, несмотря на цифры Минобразования, уровень инклюзии в Украине совсем не высокий (не больше 10%, когда, например, в Литве эта цифра охватывает 90%). По словам замглавы фракции «Слуга народа» Павла Сушко, который выступал против закрытия специальных заведений, он и его коллеги уже посетили ряд областей, где они выявили нарушения прав детей и их родителей. 

«Мы воочию увидели настоящие последствия реформы. Почувствовали диссонанс между тем, как все выглядит на бумаге в отчетах и ​​тем, как все на самом деле. Можем констатировать из того, что мы уже увидели воочию – уровень развития инклюзии и социальных услуг недостаточен», – заявил Vesti.ua депутат. 

По его словам, парадокс также заключается в том, что инклюзивными называют школы, в которых просто есть пандус. «Но пандус – это еще не инклюзия, особенно, когда перед ним еще ряд преград, например, яма или высокая ступенька… Но если ребенок имеет нарушения зрения или слуха, то пандус не поможет», – говорит Сушко. 

Кроме того, в последнее время появляются новости о том, что дети с ООП становятся объектом насмешек в обычных школах. Например, в начале июля в Виннице учительница довольно грубо говорила с ребенком с синдромом Дауна, который учится в инклюзивном классе и, по словам очевидцев, даже ударила мальчика. Еще раньше похожий скандал был в Киеве: в школе №58 учительница в таком же инклюзивном классе била ребенка с расстройством аутистического спектра. Позже учительнице объявили подозрение по статье статье 126 (побои и истязания). Санкция статьи предусматривает штраф до 850 гривен. То есть в вопросе инклюзивности есть еще и проблема недостаточного уровня толерантности как в обществе, так и в отдельных школах.

Но, помимо этого, есть и другие факторы, которые точно не помогут ребенку адаптироваться к социальному контексту обычной школы. Самое главное – это отсутствие необходимых специалистов для детей с тяжелыми нозологиям. 

«Реабилитологи, дефектологи, специалисты по обучению жестового языка и шрифта Брайля – их по всей стране не хватает», – говорит Сушко. Это проблема комплексная и возникла она, в том числе, и из-за низкой заработной платы специалистов, недостаточного качества государственного образования в этой области, перегрузки инклюзивно-ресурсных центров.

Сушко утверждает, что реформа и инклюзия работает в большей степени только на бумаге. При этом по стране массово уничтожаются специальные школы. А глава комитета Бабак говорит, что инициативу по инклюзии будут корректировать, чтобы «полностью не сломать реформу». «К сожалению, есть перегибы», – констатирует депутат. 

Пока для детей с ООП нет идеального инклюзивного пространства в обычных школах, а специальные учреждения могут закрыть, как это сделали со школой для детей со сколиозом в Луганской области. Пока родители могут выбирать место для учебы, однако в будущем, если уровень инклюзивности останется на том же уровне, и спецшколы будут закрывать, дети с инвалидностью могут все чаще сталкиваться с непониманием и игнорированием.