Содержание
Вместе с проектом госбюджета Кабмин подал в Раду правки в Бюджетный кодекс
Выводить средства из центрального и местных бюджетов станет сложнее: правительство внесло в парламент правки в Бюджетный кодекс (БК) в комплекте с проектом госбюджета на 2022 год. Оба документа связаны и, вероятно, будут рассмотрены вместе. Причем правки в БК выглядят важнее главной финансовой сметы страны на будущий год. Что революционного в них и как это скажется на наших доходах, — разбирались Vesti.ua.
В Новый год с новым кодексом
Законопроект о правках в Бюджетный кодекс был одобрен правительством на заседании 15 сентября вместе с проектом госбюджета на 2022 год. В тот же день документ появился на официальном сайте Верховной Рады.
На заседании Кабмина министр финансов Сергей Марченко рассказал: «Также вместе с проектом государственного бюджета на 2022 год мы предложили внесение изменений в Бюджетный кодекс, которые разработаны с учетом программных документов Кабинета Министров и приоритетов, определенных президентом и Верховной Радой. Данный законопроект системно связан с проектом госбюджета на 2022 год«.
И этот документ намного интереснее самого проекта бюджета. Во-первых, изменения, сделанные в Бюджетном кодексе, фиксируются надолго. Чтобы их отменить или скорректировать, нужно решение Верховной Рады. До этого правки будут работать. Во-вторых, если проект примут в парламенте, все бюджеты в стране (государственный и местные), начиная с 2022 года, будут верстаться по новым правилам, заложенным в обновленный Бюджетный кодекс.
Сами написали – сами отвечайте
В процессе подготовки госбюджета и местных бюджетов появляется бюджетное предложение. Его готовят главные распорядители средств, то есть те, кто получает средства из бюджета на определенные цели. В основном, это министерства и ведомства, органы центральной власти на местах, реализующие госполитику в определенных сферах. На основе этих документов верстается Бюджетная декларация – документ, который принимается на заседании правительства и служит базой для формирования проекта госбюджета.
Фишка в том, что главные распорядители, подавшие свои предложения, несут ответственность за достоверность данных и соблюдение сроков подачи. То есть Кабмин частично перекладывает свою ответственность за центральный и местные бюджеты на места и на главных распорядителей. Как в известной репризе Аркадия Райкина о пошиве костюма в ателье: одежда получилась кривой, но «к пуговицам претензии есть? – Нет, пришиты намертво».
Кстати, в статью защищенных расходов Минфин хочет ввести мероприятия по физической защите ядерных материалов и ядерных установок.
Кому денежки ушли?
Причем в правках оговорено, что средства из бюджетов расходуются на выполнение бюджетных программ, а не просто «программ», как это сформулировано в действующей редакции Бюджетного кодекса. И вообще, ужесточается контроль за движением бюджетных средств: запускается система электронной отчетности – автоматизированная система, которая обеспечивает составление и подачу отчетности и выполнение государственного и местных бюджетов в электронном виде. Это значит, практически все бюджетные и межбюджетные операции будут «светиться» в этой системе, и скрыть махинации станет сложнее.
А с учетом того, что правки в БК строго оговаривают – средства из бюджетов расходуются только на выполнение бюджетных программ (а не просто «программ», как в действующей редакции), – увести бюджетные средства «налево» будет проблематично. К тому же, как и для государственного, так и для местных бюджетов, вводится обязательство указывать всех получателей бюджетных средств, если какие-то проекты или программы могут быть выполнены только ими.
Как ни удивительно, СНБО частично выводится из бюджетного процесса. Законопроектом предлагается исключить из Бюджетного кодекса абзац, в соответствии с которым, этот орган предоставляет свои предложения по расходованию средств на нацбезопасность и оборону с указанием главных распорядителей этих бюджетных сумм. Вместо этого Минфин подает СНБО свои предложения на эту тему.
За кредиты ответите
Особая тема – кредиты под госгарантии и расходование средств от международных финансовых организаций. Минфин предлагает допустить внесение правок в Стратегию управления госдолгом, если основные макропоказатели Бюджетной декларации, на основе которой готовилась Стратегия, на 15% и более отклоняются от Бюджетной декларации за отчетный период. За просрочку кредитов, предоставленных под госгарантии, насчитывается пеня с 30-го дня в размере 120% учетной ставки НБУ.
Все, кто получает бюджетные кредиты от средств, привлеченных под госгарантии, обязуются их вовремя обслуживать погашать, вносить плату за пользование кредитами, предоставлять имущественное или иное обеспечение выполнения своих обязательств.
И такой момент – если получатель не вовремя погашает такой кредит, кредитор получает право списать эти средства с банковского счета нерадивого получателя. Увести средства на субподрядчика также не получится. Минфин предусмотрел и это, оговорив, что за возврат кредита расплачиваются и «другие поставщики». Разумеется, если кто просрочил возврат кредита, ему на бюджетные займы надеяться нечего. Однако будут и исключения: предусмотрена процедура списания долгов, но лишь Кабмином по согласованию с бюджетным комитетом Верховной Рады.
Брат-близнец «Антиковидного» фонда
В Бюджетном кодексе Минфин предлагает закрепить одну из основных новаций проекта госбюджета на 2022 год – спецфонды в структуре спецфонда госбюджета. Это Госфонд поддержки медицины, спорта, образования, культуры и науки. Откуда возьмутся деньги? С платы за лицензии и ежегодных платежей за ведение игорного бизнеса и лотерей. Расходование средств этого фонда – только на программы и мероприятия в госбюджете на науку, культуру, образование, спорт, медицину.
Фишка в том, что порядок расходования средств из нового фонда определяется Кабмином. То есть на законодательном уровне, в профильном кодексе, появляется брат-близнец «Антиковидного» фонда. В свое время правительству крепко досталось за непрозрачность этого фонда, в частности, за перевод средств на «Большое строительство».
Штрафами поделитесь
Масштабные правки не могли не затронуть налоговую сферу и передел этих платежей между центральным и местными бюджетами. В Бюджетном кодексе, если парламент примет поправки от Минфина, появится новый источник доходов госбюджета – сезонные и особые виды таможенных пошлин. У местных бюджетов забирается 10% поступлений от админштрафов за нарушение безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме (сейчас – 50%, предлагается – 40%).
Взамен местные бюджеты будут поступать:
Кроме того, местные бюджеты могут рассчитывать на поступления от других платежей. Например, средства от отчуждения имущества коммунальной собственности, дивиденды предприятий, в уставном капитале которых есть коммунальная собственность, 50% средств от земельных участков сельхозназначения, плата за аренду водных объектов.
Взамен строго расписываются цели, на которые могут расходоваться средства спецфондов местных бюджетов. Это реализация проектов и грантов ЕС, регулирование земельных отношений, природоохранные программы, строительство, реконструкция и ремонт дорог, возврат кредитов под бюджетные гарантии.
Кстати, о дорогах. Местные бюджеты могут приниматься с дефицитом, если привлекают средства на ремонт, реконструкцию дорог государственного значения.
И еще нюанс. Если с вас ошибочно взыскали, например, 10 тыс. грн в бюджет, деньги вам вернут, но – «в пределах средств на едином казначейском счете».
Оправдание «игорки»
В Верховной Раде уже среагировали на проект правок в Бюджетный кодекс. Прогнозируемо депутатов заинтересовал брат-близнец «Антиковидного» фонда – Фонд поддержки образования, науки, спорта, культуры и медицины в Спецфонде госбюжета. «Самое интересное, что источниками формирования Фонда должны стать отчисления ежегодных лицензионных платежей от ведения деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, от выпуска и проведения лотерей, – обратил внимание Vesti.uа народный депутат (фракция «ЕС») Алексей Гончаренко. – Таким образом, «зеленая власть» пытается оправдать легализацию игорного бизнеса. Как бы, смотрите, игорный бизнес – это же хорошо, за его счет мы поддерживаем хорошие сферы… Игорный бизнес – это зло. И эта попытка прикрыть негатив фондом «на все хорошее» – пример циничной манипуляции».
Однако, по мнению парламентария, лицензионные платежи – это небольшая часть средств, которые «игорка» выкачивает из украинцев и которые оседают в карманах дельцов и их лоббистов.
Качественный, устраняющий пробелы
Народный депутат (фракция «Слуга народа») и председатель подкомитета парламентского комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин полагает, что в части местного самоуправления Минфин в этом году подготовил качественный проект бюджета и Бюджетного кодекса.
«Учтено подавляющее большинство ключевых позиций и прошлогодних пробелов. Тем не менее, есть несколько вещей, на которые стоит обратить внимание«, – рассказал он.
По мнению Безгина, это:
- Урегулирование вопроса табачного акциза, который должен оставаться в бюджетах громад.
- Сейчас в Бюджетном кодексе есть дискриминирующая норма в статье 16, которая де-факто делает невозможным получение внутренних заимствований со стороны сельских и поселковых советов.
Виталий Безгин готовит свои правки. По займам поселковым и сельсоветам – все громады равны, поэтому этот пробел надо убирать. «Это правку, безусловно, буду подавать», – заметил он.
Вопрос по табачному акцизу, по словам парламентария, будет решен в отдельном законопроекте, который уже рассмотрен бюджетным комитетом. «Основная суть – это должно увеличить поступления в бюджеты громад на 2 млрд грн», – уточнил он.
На местах не убудет, а прибудет
Кроме того, по словам Виталия Безгина, уже идет активная работа с МВД о предоставления громадам 30% от штрафов, зафиксированных камерами, если камеры установила на своей территории сама громада. Такой шаг не просто перекроет потери, а существенно увеличит поступления.
Народный депутат допускает, что на местах могут быть недовольны жестким размером допустимого дефицита бюджетов, однако обращает внимание, что «очень часто к сумасшедшему дефициту приводит банальное проедание денег налогоплательщиков, поэтому регулирование необходимо«. Как и зарплатный «потолок» для дотационных громад.
В целом, отметил Виталий Безгин, местные бюджеты и сейчас растут из года в год, и будут расти и далее, благодаря изменениям как в Бюджетный, так и в Налоговый кодексы, где им предоставляется больше полномочий по влиянию на процесс администрирования местных налогов.
Прибавку в местные бюджеты прогнозирует и председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук, но не всем. «Это как средняя температура по палате. У нас еще и ОТГ есть, и не всюду у нас добывают что-то в каждой ОТГ, и не везде будут компенсации того, что отбирается«, – отметил он.
Корректные прогнозы или игры
Стремление Кабмина ужесточить прогнозы, чтобы они были максимально корректными, понятно, объяснил Кушнирук, ведь, если макропоказатели не соответствуют реалиям, «например, завышены, это приводит к преувеличению ваших расходов, которые потом нечем финансировать. Соответственно, начинаются игры«. Игра первая – правительство в ручном режиме определяет, кто финансируется, а кто – нет. Игра вторая – создаются препятствия для получателей бюджетных средств. По мнению эксперта, доходная часть – всегда прогноз, и чтобы свести к минимуму дисбалансы, следует жестко прогнозировать расходы.
Без жесткого контроля за расходами мы никогда не наполним бюджет – ни местный, ни государственный, отметила налоговый консультант Александра Томашевская. «Поэтому, с точки зрения усовершенствования процедур администрирования, отчетности, это вопрос эффективности использования бюджетных средств. У нас там много непонятных вещей существует – юрлица, в том числе бюджетные учреждения, эффективность которых под вопросом. Но из любой хорошей идеи, конечно, можно сделать плохую, если сконцентрироваться на бюрократических процессах, тогда возможно распыление ответственности», – считает она.
Волшебный НДС
Та же ситуация и с возмещением НДС. Борис Кушнирук обращает внимание, что точно определить объемы возмещения этого налога невозможно в силу разных причин. Да и объемы возмещения в госбюджете не отображаются.
Параметры бюджетов прогнозные. «Если убирается плановый показатель, то фактически у нас искажается проект бюджета, потому что точно кто-то заявит возмещение НДС на уровне прошлого года или больше. Получается, что мы работаем только с фактом, у нас прогноз неправильный. Поэтому полностью исключить плановый показатель… наверное, он останется в каких-то методиках, но совсем убирать его проблемно», – отметила Александра Томашевская.
Спортивно-культурный фонд – история «в себе»
А фонд поддержки спорта, медицины, образования, культуры и спорта в спецфонде госбюджета-2022, по мнению Бориса Кушнирука, вообще «история в себе». Основная претензия к «Антиковидному» фонду, а также к фонду «Большое строительство», заключалась в закупках мимо Prozorro. Это порождало коррупцию и, возможно, после смены команд, будут «разборки», что там купили и по каким ценам, считает эксперт.
Поэтому свое слово может сказать и парламент, потому что такое предложение должно получить одобрение профильных комитетов. «[Потом] могут и должны быть определенные процедуры, которые будут позволять, чтобы вы определили направление использования средств максимально корректно, согласовав его с Госстатом. Но подчеркну, что все это должно предусматривать конкурсную систему использования этих средств», – подчеркнул Борис Кушнирук.
У нас есть Украинский культурный фонд (УКФ), созданный при Петре Порошенко. «Это бюджетные средства, выделенные на культурные, творческие и прочие связанные с ними проекты, – напомнила Александра Томашевская. – У него очень жесткие отчеты и пример успешного расходования средств и эффективная система контроля. И если это по примеру УКФ, то я не вижу никаких проблем, главное, чтобы в бюджете были деньги. Это не будет как дороги».
В целом, если предложенное Кабмином – действительно удар по бюджетным схемам, деньги и в стране, и в наших карманах будут, а финансовые потрясения – нет. Даже с учетом галопирующих цен на газ на европейских хабах.