Содержание


            Страх и ненависть в Украине. Как танцора Дорофеевой избили из-за гомофобии

В воскресенье, 1 августа, сотрудник Управления государственной охраны избил танцора шоу-балета украинской исполнительницы Нади Дорофеевой. Известно, что парень – открытый гей, и ситуация произошла на выходе из известного в столице клуба для ЛГБТ-сообщества. Сотрудника УДО уже отстранили от исполнения обязанностей и задержали, а сама структура пообещала оплатить лечение парня, который сейчас находится в коме. 

Нападение случилось на фоне недавних громких событий из мира сообщества. В середине июля произошел первый громкий каминг-аут в истории украинского шоу-бизнеса, а в пятницу, 30 июля, под зданием Банковой состоялся прайд-рейв, на котором, по заявлениям журналистов, полицейские вели себя довольно агрессивно. Кроме того, на прошлой неделе стало известно, что на «Крымскую платформу» от США приедет министр транспорта – первый гей в кабинете президента Штатов. 

Vesti.ua рассказывают, что произошло во время нападения, а также кто и почему нападает на представителей сообщества.

«У Жени кровоизлияние в мозг, он в медикаментозной коме» 

На хореографа шоу-балета Нади Дорофеевой – Евгения Гончаренко – напали рано утром 1 августа. Известно, что он с компанией выходил из известного киевского гей-клуба «Лифт». Как Дорофеева написала в своих соцсетях, нападающий толкнул парня, тот ударился о забор и упал, после чего его еще раз ударили. По словам артистки, у танцора – кровоизлияние в мозг, ему сделали трепанацию черепа и ввели в медикаментозную кому.

«Есть фото, есть свидетели, заявление уже написали. Самое важное сейчас, чтобы Женя поправился – мы все об этом молимся. И найти человека, который на него напал», – написала певица у себя в Facebook. 

Буквально через несколько часов в Сети начали писать о том, что вычислили нападавшего. «Человек, из-за которого наш друг оказался в реанимации – найден. Он удалился из всех социальных сетей, но уже, к счастью, поздно. Скрины не горят», – написала участница команды Дорофеевой. Она заявила, что мужчина – сотрудник УГО. Укргосохрана – это орган специального назначения по охране органов государственной власти, высших должностных лиц. Он подчиняется непосредственно президенту и Верховной Раде. 

Эту информацию подтвердили и в пресс-службе УГО. По данному факту руководством Управления назначено служебное расследование,  обстоятельства происшествия выясняются. Ведомство пообещало сотрудничать с правоохранителями, отстранить своего сотрудника от исполнения обязанностей и оказывать всю необходимую помощь в лечении Евгения. 

В Сети пишут, что, как и другие нападения на почве ненависти, это дело могут в итоге либо спустить на тормозах, либо квалифицировать как «хулиганку». Как Vesti.ua рассказала ЛГБТ-активистка, глава организации «Инсайт» Елена Шевченко, согласно законодательству, скорее всего, нападающего могут привлечь за хулиганство с причинением телесных повреждений.

«Этого, конечно же, недостаточно. Именно поэтому мы и говорим о том, что такие преступления должны наказываться иначе – это преступление должно наказываться как преступление на почве ненависти», – рассказала нам активистка. 

Прайд-рейв, нападения радикалов и молчание полиции 

Незадолго до этого, 30 августа, под зданием Офиса президента прошел митинг- рейв в поддержку ЛГБТ. Он проходил в формате рейва. Как и всегда, на нем присутствовали праворадикалы, которые пытались сорвать мероприятие. Однако больше внимания в этот раз привлекли не правые активисты, а полицейские, которые забрызгали перцовыми баллончиками журналистов, освещавших мероприятие. 

Известно, что во время столкновений полицейских и праворадикалов, которые хотели пробраться к зданию ОПУ, один из копов напал фотокорреспондента «Апострофа», находившегося там по редакционному заданию. На корреспонденте были обозначения «PRESS», а на груди был бейдж с пресс-картой. Но при этом сотрудник полиции целенаправленно использовал газ против журналиста. Впрочем, по словам ЛГБТ-активистов, в этот раз полиции удавалось сдерживать правых – еще несколько лет назад на подобных мероприятиях правые вели себя более агрессивно, а полиция не всегда быстро реагировала на провокации. Активисты даже предполагали, что бездействие правоохранителей было намеренным. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Украина на Олимпиаде в Токио попала в новый скандал

На этом же мероприятии были девушки, которые проводили отдельный митинг – 30 мая на них напали неизвестные за то, что они держали радужный флаг ЛГБТ. Однако нападающих до сих пор не задержали – девушки требовали расследования инцидента. 

Сейчас же, по данным правозащитных организаций, активизм за права ЛГБТ считается самым опасным в Украине. За первое полугодие 2021 года на подконтрольной Украине территории 13% всех нападений (7 из 53 случаев) касались ЛГБТ-активизма. Случаи преследования зафиксировали в 14 областях Украины. Больше всего – в Киеве, Одесской, Луганской и Харьковской областях.

При этом тема ЛГБТ в последнее время стала довольно обсуждаемой – 5 июля Константин Бочаров, более известный как Melovin, на сцене Atlas Weekend совершил каминг-аут – поцеловал девушку и парня, с которыми выступал, а затем окутал себя флагом ЛГБТ. Тогда вокруг происходящего начался скандал – Melovin заявлял, что М1, который транслировал концерты с фестиваля, не показал в эфире перформанс певца. Кроме того, по словам артиста, после каминг-аута он столкнулся с «хейтом» и буллингом в соцсетях. 

О ЛГБТ заговорили также и в контексте политики: в Украину на «Крымскую платформу», которая состоится 23 августа в Киеве, приедет министр транспорта США Пит Буттиджич. Известно, что он является первым открытым геем-министром. Украинские комментаторы в Сети, а также несколько депутатов (например, член ОПЗЖ Илья Кива) усмотрели в таком «посыльном» способ «продвинуть ценности демократической партии» в Украине. 

«Заявления от ЛГБТ-активистов просто не хотят принимать» 

По словам Елены Шевченко, бывали случаи, когда после нападений на почве ненависти правоохранители даже отказывались открывать уголовные дела. 

«Это проявляется либо на словах, либо в действиях. Не хотят принимать заявление от людей (членов ЛГБТ-сообщества, – Vesti.ua), которые обращаются. Им говорят сразу, что ничего не получится, никто ничего не будет расследовать, подумаешь, на вас там напали, да вы сами нарывались, не выпячивайтесь и так далее. Это происходит постоянно – от разных людей, не только от полицейских, которые приезжают на вызов, а также и от высокопоставленных лиц, которые рассказывают нам, что этой проблемы не существует», – рассказывает активистка. 

Сейчас в Раде на повестке висит законопроект №5488 об усилении ответственности за преступления на почве ненависти. Активисты говорят, что если сейчас побьют члена ЛГБТ-сообщества, то нападавшим за это ничего не будет. И пока законодательство не изменится, такие преступления по-прежнему будут стандартной практикой.

«По идее, для них это должно быть просто: мы принимаем законодательство, чтобы все граждане и гражданки могли получить соответствующую защиту. А некоторые политические силы манипулируют тем, что это какие-то привилегии для ЛГБТ. Хотя, по сути, это законодательство не только на почве гомофобии или трансфобии – это и расизм, и разжигание национальной розни», – рассказывает Шевченко. 

Она советует всем, кто пострадал от преступлений на почве ненависти, обязательно доводить дело до того, чтобы заявление приняли – нужно настаивать на мотиве, обязательно рассказать, что нападающие говорили во время стычки. Также она говорит, что необходимо обращаться в общественные организации. 

«Идеально было бы в ЕСПЧ, но сразу туда не подашь. Для этого нужно пройти весь национальный юридический механизм. А это одному человеку сделать сложно. В этом и проблема – часто ты один на один против этой системы», – говорит активистка.