Российский рынок новых легковых автомобилей в марте упал на 43% по сравнению с тем же периодом 2021 года, сообщили в агентстве «Автостат». В январе и феврале динамика тоже была отрицательной, но снижение составляло всего 12%.
Аналитики называют несколько причин. Многие производители объявили о приостановке поставок автомобилей на российский рынок после начала военной спецоперации на Украине, нарушились логистические цепочки поставок комплектующих, что вызвало остановку конвейеров на ряде автозаводов в России. Кроме того, резкое снижение курса российского рубля в конце февраля — начале марта привело к подорожанию новых автомобилей за месяц в среднем на 35-45%.
Некоторые компании — например, АВТОВАЗ — успели дважды за месяц официально повысить цены. В итоге ряд моделей Lada подорожал на 47%, Mitsubishi — на 42%, Kia — на 39%, Mazda — на 35%. Другие вообще убрали прайс-листы со своих сайтов и меняли стоимость автомобилей буквально каждый день — вместе со счетами, выставленными дилерам за новые машины.
Оригинально поступили в Geely. Партнеры бренда утверждают, что им отныне рекомендовали отслеживать курс не доллара, а юаня. Впрочем, сама китайская компания, скорее всего, так поступала и прежде.
Сейчас первый шок после заявлений об уходе части компаний прошел, а официальный курс рубля лишь на 8% ниже, чем был 1 февраля. Но цены на автомобили возвращаться к февральскому уровню не спешат.
Пожалуй, единственной маркой, которая открыто сделала шаг назад, стала Chery со своим премиальным суббрендом Exeed. В прайс-листах на их модели появились "прямые скидки". Например, на самый дорогой автомобиль в линейке — кроссовер Exeed VX — дисконт составляет 220 тысяч рублей. Проблема лишь в том, что с февраля цена этой машины выросла на 45-47% в зависимости от комплектации. То есть более чем на 1,5 млн рублей.
"С января 2021 года автомобили подорожали примерно на 50-100% по всем маркам. Каждый участник производства увеличил свою долю маржи", — пояснил природу ценообразования генеральный директор ГК "АВТОDОМ" Андрей Ольховский. Цены на автомобили в будущем снижаться не будут, считает он.
Стоимость автомобилей уже к лету может вырасти еще минимум на 30% от актуального на данный момент прайса, отмечает гендиректор сети салонов Fresh Auto Денис Мигаль.
При этом сохраняется дефицит машин в автосалонах. Как бы ни упал спрос на автомобили, но объем предложения снизился еще сильнее. Сложности с логистикой заводы и дилеры испытывали еще в прошлом году. Теперь проблемы обострились.
Впрочем, официально дефицит подтверждают не все опрошенные дилеры. Быстрее других расходятся самые дешевые и самые дорогие машины. "Складских запасов автомобилей, которыми сегодня располагают дилеры, хватит им на период от двух до пяти месяцев торговли", — отмечает директор "Авилон Мерседес-Бенц" Ренат Тюктеев. Стратегический запас, к примеру, моделей Mercedes-Maybach представлен в том количестве, которое обычно продается за месяц (около 25 автомобилей), и этот объем тает на глазах, поясняет представитель компании. По его данным, в среднем ценовом сегменте товарного запаса чуть больше. Однако остановлены отгрузки дилерам и поставлены на паузу локальные производства.
Обстановка на авторынке похожа на ситуацию с сахаром, говорят эксперты. Продавцы хотят придержать товар, а часть клиентов готовы платить больше
"Автомобили Lada и KIA на остатках есть, но в меньшей доступности, чем обычно в данный сезон", — говорит директор по развитию петербургской ГК "Прагматика" Александр Шапринский. В ГК "АвтоСпецЦентр" в наличии пока достаточно автомобилей массового сегмента брендов Skoda, Kia, Nissan, Volkswagen, говорит гендиректор компании Андрей Терлюкевич. Также продолжаются поставки китайских брендов Geely, Chery, Haval, Exeed — от 40 машин каждой марки в наличии и на складе. Audi, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar, Land Rover и Porsche — в среднем по 50 авто без учета резервов.
В то же время ряд независимых участников авторынка намекает, что ситуация похожа на ту, что сложилась в супермаркетах с пресловутым сахаром. Продавцам, не уверенным в завтрашнем дне, не выгодно сразу сбыть все оставшиеся на складах автомобили. А часть клиентов отсутствие машин в автосалоне побуждает расставаться с последними деньгами.
Увы, на ближайшую перспективу позитивных прогнозов нет. "Продажи продолжат сокращаться, и в апреле падение может достигнуть 70% по отношению к 2021 году", — считает Андрей Ольховский. На авторынке обязательно "появятся новые модели и новые возможности, хотя и не так скоро, как хочется клиентам и дилерам", говорит Мигаль.