Содержание
Vesti.ua рассказывают, когда вероятнее всего состоятся очередные выборы в Раду
Зимой 2022-го президентская партия «Слуга народа» отметит экватор своей каденции под куполом Рады – депутаты занимаются законотворчеством уже два года и три месяца. Казалось бы, впереди у «зеленых» еще половина срока – за это время депутаты успеют проголосовать не одну сотню законопроектов, создать несколько временных союзов и избавиться от пары-тройки неугодных нардепов. Впрочем, времени на самом деле намного меньше, чем кажется – руководство монобольшинства о следующих выборах начало задумываться давно.
В первую очередь размышляют о том, когда следует начать новую каденцию – до или после президентских выборов. Из-за того, что в 2019-м «слуги народа» вместе с другими депутатами зашли в Раду досрочно, создается некая юридическая коллизия. Получилось так, что согласно Конституции выборы могут пройти как осенью 2023-го, так и осенью 2024-го.
Оппозиция требует провести голосование как можно раньше, для «слуг» же выгоднее, если парламентские выборы пройдут после президентских – таким образом СН сохранит монобольшинство еще на год. Последнее слово – за Конституционным судом, который, по словам экспертов, сейчас нельзя назвать независимым.
Vesti.ua рассказывают, когда вероятнее всего состоятся очередные выборы в Раду, почему «слуги» так хотят провести их осенью 2024-го, что решит КСУ и получит ли СН большинство во время следующей каденции.
Выборы Шредингера
Последние несколько месяцев оппозиция во всю трубит о том, что «слуги народа» намереваются провести парламентские выборы после президентских, то есть осенью 2024 года.
Дело в том, что из-за проведения досрочных выборов в Раду в 2019 году, не очень понятно, когда по закону нужно проводить следующее голосование. Согласно статье 76 Конституции выборы должны пройти в последнее воскресенье октября пятого года полномочий парламента (то есть в 2023 году). При этом статья 77 говорит, что Верховная Рада должна проработать полные пять лет, и, соответственно, выборы пройдут в 2024-м.
Как Vesti.ua рассказал юрист Сергей Ярошенко, дискуссия о календарной дате следующих очередных выборов в парламент появилась почти сразу после его роспуска в мае 2019 года. При этом он добавил, что в одном случае депутаты переработают, а в другом – недоработают.
Как будут решать эту коллизию – пока неясно. Однако ее существование открывает пространство для разных трактовок того, когда выборы проводить конституционно, а когда – нет.
К примеру, глава фракции «Голос» Ярослав Железняк утверждает, что Конституция определяет четко – выборы в парламент должны состояться в 2023 году. Все остальные варианты он называет креативным трактованием закона, который «слуги» могут легко изменить ради рейтинга Зеленского.
Алексей Гончаренко из «Европейской солидарности» («ЕС») разделяет мнение своего коллеги. По его словам, любые другие идеи насчет выборов, включая проведение их осенью 2024 года, являются неконституционными. В список противников такой идеи можно внести и главного конкурента президента – бывшего спикера Дмитрия Разумкова.
Представители «Слуги народа» Даниил Гетманцев и Александр Корниенко, который с недавних пор назначен вице-спикером Верховной Рады, практически молниеносно отреагировали на заявления оппозиции. Они кивали головой и соглашались с тем, что парламентские выборы должны пройти в 2023 году, то есть перед президентскими выборами.
В заявлениях Гетманцева и Корниенко на тему выборов можно усмотреть лукавство – очевидно, что «слугам народа» выгодно провести парламентские выборы после президентских. Во-первых, так монобольшинство будет править в Раде на год больше. Во-вторых, при условии второго срока Зеленского, это обеспечит СН большее количество мест в Раде.
Другие «слуги народа», с которыми пообщались Vesti.ua, тоже говорят, что коллизия существует, но решать, как в итоге поступить, должен исключительно КСУ. Глава подкомитета по вопросам выборов Александр Качура заявил, что суд должен внести объяснения с поправками и обозначить срок парламентских выборов. Это же в комментарии изданию заявила замглавы фракции Евгения Кравчук.
«Действительно есть норма, которая предусматривает, что депутаты избираются на пять лет, другая норма твердит, что на пятый год… Поэтому это вопрос к КСУ. Нужно будет вносить объяснения, обратиться к КСУ, чтобы они обозначили конкретный срок. Это я вам в том числе и как юрист говорю», – сказал Качура.
Евгения Кравчук особо подчеркнула, что этой коллизии может дать оценку Конституционный Суд и только он.
При этом источник Vesti.ua в партии сообщил, что во фракции все же склоняются к тому, что сначала украинцы проголосуют за президента, а уже потом – за парламент.
Vesti.ua связались с представителем Зеленского в КСУ, депутатом Федором Вениславским. Он сказал, что на сегодняшний день в суд не поступало представления по парламентским выборам, а значит, вопрос, как говорится, «не на часі». Он согласился с тем, что неопределенность, когда именно проводить выборы, существует. Однако сам он склоняется к тому, что они все-таки пройдут после президентских.
«Есть норма статусного материального характера (срок полномочий является статусом парламента) – то есть пять лет, независимо от того, на очередных или внеочередных выборах был избран парламент. И есть норма процедурного характера, которая предусматривает, что выборы происходят в последнюю неделю октября пятого года полномочий. Конечно, когда речь идет про конкуренцию норм статусных и процедурных, то всегда предпочтение – нормам статусным. То есть в данном случае ВР должна работать полных пять лет, а не меньше. Поэтому тут вопросов нет», – говорит Вениславский.
Одним словом, «слуги народа» сбросили ответственность на КСУ. Решением суда в случае чего также можно будет парировать и заявления Корниенко, который якобы и сам хотел бы провести выборы в 2023-м. В итоге он скажет, что, мол, такова воля закона. Единственным объяснением, почему Корниенко решил в этом вопросе согласиться с оппозицией, является то, что сейчас конкуренты Зеленского держат ухо востро и используют любой повод, чтобы его и партию покритиковать.
«Слугам» удобнее в 2024-м
Как мы писали выше, депутаты из оппозиционных партий очень бы хотели, чтобы выборы в парламент состоялись осенью 2023-го, тогда как «слуги народа» серьезно настроены переизбираться уже после президентского голосования.
Согласно последнему соцопросу «Рейтинга», если бы выборы проходили в ближайшее время, «слуги» набрали бы 17,3%. Одним словом, монобольшинством и не пахло бы, а мест у президентской партии было бы около 100-120. Некоторые политтехнологи и вовсе делают не очень оптимистические для «зеленых» прогнозы.
«Я думаю, что «Слуга народа», как и другие партии, которые были при власти, может побороться за 7-10% симпатии избирателей», – рассказывает Vesti.ua политтехнолог Катерина Одарченко.
Таким образом, президентской партии более выгодно будет по возможности продлить срок своей каденции – такого «куша», который они сорвали в 2019 году, уже точно не будет. Социологи считают, что, кроме СН, в Раду зайдут еще 5-7 партий, с которыми придется договариваться и искать компромиссы. Это будет сложно, учитывая, что «слуги народа» последние два года во многих вопросах не учитывали мнения оппозиционных фракций и «брали» голосования своими силами или с помощью сателлитов («Довиры» и «За майбутнє»). Эпизодически договаривались и с другими фракциями, однако такие ситуации были скорее из ряда вон выходящими.
С другой стороны, оппозиция хотела бы выборов в 2023-м, потому что перекочевавшие к разным партиям и кандидатам проценты рейтинга Зеленского могут так же легко вернуться ему обратно или распределиться между другими мелкими политическими единицами. Поэтому к следующим выборам популярности и поддержки может не остаться.
Политтехнолог Дмитрий Фищенко указывает Vesti.ua, что «слуги» настроены пройти в Раду в 2024-м, потому что уверены, что Зеленский пойдет на второй срок.
«Когда понятно, кто президент, очень легко строить парламентскую кампанию… Пока что у Зеленского нет конкурентов, серьезные пока что не зародились. Никто даже не поставил на повестку дня какую-то президентскую альтернативу, однако парламентская альтернатива есть. Она разная… Поэтому здесь просто технологически идеальная ситуация – Зеленский побеждает как президент, и после этого он на волне популярности протягивает с лучшим результатом, чем без этого, свою партию», – рассказывает эксперт.
При этом Фищенко считает, что результат СН зависит не от времени проведения выборов. «Есть два важных фактора. Первое – появятся ли проекты нового политического поколения. Пока их нет. Хотя пока есть гипотетический проект Разумкова… Второе – успеют ли «слуги народа» наделать грубых косяков, поведенческих, примут ли что-то, что, как говорится, на голову не налазит», – говорит политтехнолог.
Последнее слово за КСУ
Конституционный суд призван выступать арбитром в украинской системе власти и обеспечивать постоянство ее функционирования. Если один из ее элементов (скажем, президент или парламент) начинает тянуть на себя одеяло, КСУ является последним форпостом демократии.
При этом КСУ неоднократно подыгрывал президентам, принимая решения в их пользу, и до начала каденции Зеленского. Например, так было, когда судьи, вопреки Конституции, позволили Леониду Кучме баллотироваться на третий срок. Или, например, когда КСУ отменил реформу 2004 года и вернул Конституцию образца 1996 года, наделив президента Януковича более широкими полномочиями. В принципе, КСУ не раз проявлял лояльность и к Владимиру Зеленскому. Примером судейской лояльности может быть как раз таки вердикт, которым Конституционный суд признал указ Зеленского о роспуске Рады в 2019-м легитимным.
И, как мы писали выше, именно Конституционный суд будет решать вопрос о том, когда нужно проводить следующие выборы. Известно, что, начиная с осени 2020-го, между КСУ и Банковой началась война, результатом которой стало уголовное дело против Александра Тупицкого. Поэтому, с большой вероятностью, решение по выборам будет в пользу «слуг народа».
«Конституционные коллизии решает тот, у кого в руках есть реальная власть… Если Зеленский будет плотно держать эту власть в своих руках, то, соответственно, коллизия будет решена так, как ему выгодно. А если слабо – то, соответственно, будет решено, как выгодно его оппонентам. Да и в целом, конституционная практика и любая законодательная практика в Украине работает, как в пословице: «Закон – как дышло, как повернул – туда и вышло», – говорит Фищенко.
Оппозиция бунтует
Эксперты отмечают, что сейчас наблюдается невиданная активизация политических конкурентов власти. На фоне падения рейтингов СН и Зеленского, некоторые объединились в большую коалицию при поддержке Рината Ахметова, другие крутятся вокруг Петра Порошенко и Виктора Медведчука – им выгодны досрочные выборы, потому что в таком случае они смогут создать новую коалицию и новое правительство, что ограничит влияние президента.
При этом большинство экспертов сказали нам, что оппозиция выглядит сильной только ситуативно. По словам Катерины Одарченко, любые политические союзы в Украине нестабильны.
«Посмотрите на конфликт Ахметова с Зеленским. Многие стали на сторону Ахметова, но это не значит, что они будут работать с ним в дальнейшем… В нашей политике все более, чем ситуативно. В отличие от других стран, у нас нет четких идеологических партий, с конкретной четкой идеологией: либералы, социалисты, христианские демократы – у нас же это ситуативные союзы и дружба против. Из нашей истории, например, дружба против Януковича – разве она закончилась каким-то системным сотрудничеством? Скорее нет», – отмечает политтехнолог.
По мнению политолога Руслана Бортника, оппозиция у Зеленского действительно разношерстная. Представить себе на одной стороне ОПЗЖ, Порошенко и группу Ахметова было сложно. «Но оппозиция находится в ситуации перманентных трений и конфликтов даже внутри себя. Эта ситуативная оппозиция может создавать серьезные проблемы для власти, но моментально рассыплется, как только власть начнет идти на уступки и компромиссы, или возникнет вопрос деления новой власти», – говорит политолог.
По словам Бортника, хоть оппозиция и выглядит устрашающе, при грамотной работе ОП ее вполне можно разобрать на запчасти и договориться по отдельности с каждым из них.