Содержание
Vesti.ua узнали, когда исчезнет дефицит топлива, что послужило его причиной и где сегодня можно залить полный бак.
Топливный кризис в Украине набирает обороты. Найти АЗС с бензином или дизелем в столице уже практически невозможно. А на тех заправках, где топливо есть, продают его по пять литров в одни руки раз в два часа. В правительстве обещают, что уже через неделю дефицит уйдет. Но эксперты менее оптимистичны в своих прогнозах и заявляют, что проблемы будут продолжаться до конца мая. Тем временем топливо продолжает дорожать. В новых реалиях литр бензина будет стоить не меньше 40 грн, а дизельного топлива – 45 грн.
Обещают решить проблему за семь дней
В ближайшее время проблема с дефицитом топлива в Украине будет решена. Об этом заявил глава «налогового» комитета парламента Даниил Гетманцев в эфире телемарафона #UAразом.
«На сегодня логистическая проблема по пересечению таможенной границы бочками, которые завозят нам топливо, уже решена. Мы ожидаем из Европы большого объема поставок – этим занимаются как импортеры, так и Минэкономики, и я ожидаю, что проблема дефицита будет решена», – сказал Гетманцев, напомнив, что ничего удивительного в создании топливного кризиса нет, поскольку в стратегические задания страны-агрессора входило уничтожение НПЗ и логистической системы.
«Иллюзий о возможности производства светлых видов топлива в Украине сейчас нет – они ушли с Кременчугским НПЗ», – добавил Гетманцев.
Впрочем, как говорят эксперты, сегодняшний дефицит связан не только с уничтоженными рашистами нефтебазами и заводами, но и с колоссальными логистическими проблемами.
«Украинские компании законтрактовали очень большое количество топлива в Европе. Но все это топливо находится в портах, на европейских заводах, и его не удается привезти. Нужно перестраивать всю систему логистики. Нужны переговоры на уровне министерств и правительства, чтобы Украина получила приоритеты по перевозке. В ЕС все работает на долгосрочных контракта, а тут вдруг появились мы, которым нужно много и прямо сейчас. Соответственно, система не готова. Но коммерсанты очень активно работают в этом направлении», – рассказывает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».
По его подсчетам, на решение логистических проблем может уйти 3-4 недели.
«Дело в том, что от заправок сегодня ничего не зависит. Уже год действует госрегулирование. Государство рассчитывает их на условии мировых котировок. Добавляя туда налоги и акцизы, техническую составляющую и наценку. В этом плане все зависит от конъюнктуры. На Киев будет идти больше бензина. Полноценное функционирование будет в течение 3-4 недель. Все зависит от того, как в Европе обустроят транспортные маршруты. Я надеюсь, что в течение мая все образуется», – отмечает Куюн.
«Нужно убрать госрегулирование»
Еще одна, не менее важная причина, как рассказывает гендиректор сети АЗС Sunoil Леонид Косянчук, которая не позволяет быстро справиться с дефицитом – это государственное регулирование цен.
«Мы уже 1,5 месяца говорим о том, что нужно убрать максимальную наценку. Потому что топливо возможно завезти в лучшем случае по 42 грн, а вы рекомендуете продавать не выше 38,5 грн. А кто покроет убытки!? Один раз завезли, а второй раз уже денег нет. Но все наши крики о том, что нужно отменить госрегулирование, не были услышаны», – говорит Косянчук.
К слову, 29 апреля правительство отменило максимальную торговую наценку на премиальные виды топлива, именно по этой причине единственный вид бензина, который сегодня продается на заправках, – это премиальный бензин. Но продавать его могут не все, а только те компании, которые имеют соответствующие технические условия.
«При этом никого не волнует, что нефтебазу, которая занималась обогащением топлива на том или ином предприятии, разбомбили еще месяц назад. Поэтому они берут 95-й обычный бензин и продают как премиум. Но торговать премиум-бензином могут не все. Это могут делать WOG, ОККО, AMIC, SOCAR. А остальным, более мелким, что делать?! Вот остальные и «бандитствуют». На стеле (информтабло при въезде на заправку. – Ред.) пишут ноли, но если ты, например, волонтер, ты приезжаешь – и тебя заправляют», – отмечает Косянчук.
Но даже если бензин удается законтрактовать, это еще не значит, что его быстро удастся привезти.
«Нужно нормировать проход бензовозов через границу. Не хватает подвижного состава, который используется для ВСУ. Вагоноцистерны также проблема найти. Остаются бензовозы. Но и тут проблема. Причем не одна. Водители возрастом от 18 до 60 лет выезжать не могут, а после 60 лет никто уже не хочет. Еще одна проблема – это «трансбезопасность».
Есть такое понятие, как лицензии на международные перевозки, которые выдаются только после того, как человек проездил не менее трех лет на внутреннем рынке. Карты на тахограф тоже не выдают. Причем ко всему прочему еще и требуют денег. За это в войну, как мне кажется, вообще руки отрывать нужно. И третья проблема – если даже мы получили лицензии, согласования и законтрактовали топливо, то приходится стоять по неделе на границах. Причем в обе стороны. Когда бензовоз едет в Европу, то он упирается в колонну машин, загруженных зерном и подсолнечным маслом. И там бензовоз стоит 3-4 дня. А когда едет обратно, то становится на пять дней из-за очередей из «мерседесов», которые везут по бесплатной растаможке«, – отмечает Косянчук.
Стоимость будет расти
В таких условиях вряд ли в Украине найдется человек, который усомнится в том, что стоимость топлива будет расти. Это же подтверждают и эксперты. Единственное, в чем остается вопрос – как сильно могут вырасти цены. В Литве, например, стоимость топлива уже подобралась к 58 грн/л в перерасчете. Но стоит учитывать, что там и акциз выше. В Украине же, по словам Гетманцева, в ближайшее время выше 50 грн/л не будет.
«Мы ожидаем публикацию Минэкономики, которая установит новые граничные цены, согласно которым бензин будет стоить порядка 40 грн/л, а дизель – 43-44 грн/л. В корпоративном сегменте цены могут быть выше. Я имею в виду бизнес, который будет готов платить больше. Но я не думаю, что 50 грн/л будет», – заявил Гетманцев.
При этом он отметил, что это не последнее повышение.
«Уже сейчас она выше, чем была установлена изначально (40 грн/л за дизтопливо и 33 грн/л за бензин А-95), Не исключаю, что она повысится и будет расти постоянно, но существенного роста я не ожидаю», – заключил депутат.
В то же время уже сегодня, в условиях, когда бензин продают только по талонам, АЗС KLO продают талоны на А-95 по 47,3 грн/л. Взять можно не меньше 100 литров. Поэтому, как говорит Косянчук, автоцистернами рентабельно везти топливо только в радиусе 300 км от нефтебазы.
«Мы же можем в качестве точки отсчета взять границу. Выходит, что до Ровно от западной границы довезти – это рентабельно. А до Киева уже нет. Поэтому в те 45 грн по дизелю точно не вложиться, – сказал Косянчук, добавив, что минимальная цена, которую просят перевозчики, – это 1,5 евро за километр. – Вот и считайте. И то, это самый минимум, за который далеко не все готовы это делать. А еще водителям нужно платить 6-8 тыс. грн в день».
По пять литров в руки
А пока правительство и бизнес ищут пути поставки топлива в Украину, одни из крупнейших в Украине сети АЗС ОККО и WOG на фоне бензинового кризиса ввели ограничения на продажу горючего. Об этом сообщают пресс-службы компаний.
«С 29.04 вводится ограничение в 10 л в сутки для частных клиентов при наличном расчете или оплате банковскими картами, и только при наличии карты лояльности PRIDE. Система PRIDE будет контролировать лимит автоматически», – говорится в сообщении пресс-службы WOG.
В ОККО ввели следующие ограничения: клиенты, имеющие карту Fishka, могут заправляться горючим PULLS 95 и PULLS Diesel – от 10 л в одно авто. Клиенты, не имеющие карты Fishka, могут заправить свое авто горючим PULLS 95 и PULLS Diesel – по 5 л в одно авто. В ОККО отмечают, что предел устанавливается на одну заправку. Следующая заправка – не раньше, чем через два часа. «На автогаз ограничений нет», – говорится в сообщении.
Также без ограничений можно заправляться по топливным картам. На этом фоне в интернете уже развернулся целый рынок. Карты продают, начиная от 45 грн/л. Продают топливные карты и на АЗС KLO. В главном офисе компании можно приобрести карту на 100 литров по цене 47,3 грн/л. Также бензином и дизелем уже начали торговать предприимчивые граждане – готовы подвезти вам топливо в канистрах по 20 литров. Правда, ценники на такие услуги еще выше и доходят до 60 грн/л.