Содержание
Украина рискует испортить отношения со своим крупнейшим торговым партнером
Прошедшая неделя ознаменовалась геополитическим переворотом, который явно поменяет политические расклады в мире: Россия выдвинула США и НАТО «ультиматум», требуя гарантий безопасности, а те начали его обсуждать. Конечно, не все однозначно и вряд ли кто-то точно знает, к чему приведут сделанные шаги. Однако есть несколько важных моментов, которые говорят о серьезности происходящего.
Во-первых, дипломатическая активность России проявилась не на ровном месте, а после переговоров Владимира Путина с Джо Байденом, в ходе которых эти гарантии безопасности, по всей вероятности, обсуждались и какой-то компромисс был намечен. Во-вторых, требования России поддержал Китай, МИД которого заявил, что «считает, что российские предложения соответствуют основным нормам международных отношений, способствуют повышению взаимного доверия между странами, снижают риск конфликтов, отстаивают глобальную и региональную стратегическую стабильность».
Здесь следует напомнить, что свои предложения Россия передала Западу в тот же день, когда прошел видеосаммит Владимира Путина и Си Цзиньпина. В США и Европе даже заговорили о том, что Россия и Китай выступают против Запада единым фронтом, принимая предложенный президентом США Джо Байденом новый передел мира на два лагеря — «демократический» (во главе с США) и «авторитарный», главные представители которого (Россия и Китай) не были приглашены на байденовский «саммит за демократию».
Для нашей страны проблема заключается в том, что, безоговорочно поддерживая США, Украина рискует испортить отношения со своим крупнейшим торговым партнером — Китаем. Особенно если отношения Запада с Россией, союзником Китая, продолжат ухудшаться. Насколько резонны подобные опасения?
РазвернутьПроект Общественная экспертиза
Общественная экспертиза – совместный проект «Вестей» и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.
Означает ли «саммит за демократию — 2021» Джо Байдена, что отношения между приглашенными на него «демократиями» (потенциальные союзники США, в том числе Украина) и всеми прочими (включая Россию и Китай) будут ухудшаться?
Олег Волошин, замглавы парламентского Комитета по вопросам евроинтеграции:
— США определили Китай как ключевую угрозу собственной безопасности, и естественно, что максимальный ресурс сконцентрирован на том, чтобы воспрепятствовать дальнейшему укреплению Китая как в финансово-экономическом плане, так и особенно в плане технологическом. Тут целый ряд направлений: и солнечные батареи, и электромобили, и искусственный интеллект. В чем-то Китай обогнал США, в чем-то догоняет, и эта мощь КНР очень пугает американцев. Помноженная на промышленную мощность, она создает возможность для инновационного лидерства. Это и есть залог превращения в ключевое государство мира. В свое время именно таким образом лидером стала Британская империя, после нее — США. Сейчас тот же Израиль — в лидерах по технологическим возможностям, но промышленной базы у него нет и близко, поэтому стать одним из центров формирования нового миропорядка он не может.
Алексей Арестович, советник главы Офиса президента:
— В вашем вопросе весьма категоричное заявление. Дело в том, что очень многие страны имеют двусторонние отношения. И с Россией, и с Китаем — каждый защищает национальные интересы. Мы можем говорить о том, что мир вступает в десятилетие отчаянной защиты национальных интересов, и, скорее всего, в нем будут складываться ситуативные союзы. Они будут очень функциональными по конкретным направлениям и раскладам. Хорошим примером здесь может быть Турция, которая умудряется конфликтовать, например, с Россией и Сирией, и Закавказьем. Одновременно строить атомную станцию и покупать ракетный комплекс.
Андрей Телиженко, дипломат, сотрудник Посольства Украины в США в 2015–2016 гг.:
— Отношения будут накаляться, а ухудшаться могут на второй стадии. Но напряжение может и снижаться. Распределяются зоны влияния между США, РФ и, вероятно, Китаем — к примеру, сейчас ведутся переговоры непосредственно по зоне влияния РФ. Если эта договоренность возникнет, то на второй стадии будут говорить уже с Китаем. А РФ будет с ним как-либо сотрудничать. Пока ситуация обречена на накал, напряжение — на ближайшие пару лет. И если ситуацию на Донбассе не решить за год-два, то все может ухудшиться.
Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— В данный момент такой категорический вывод мы сделать не можем. Мы видели первый саммит, и с формальной стороны его итоги пока достаточно «общие». Собственно, главный итог — в том, что стороны готовятся ко второму саммиту. На нем уже могут появиться инициативы по структуризации пространства демократических государств. Нынешний саммит решал больше внутриамериканские политические задачи и прошел в русле деятельности Джо Байдена, как она была обозначена в рамках его избирательной кампании 2020 года. Я бы пока воздержался от выводов о том, как участие в саммите Украины или неучастие Китая может негативно сказаться на их отношениях. КНР достаточно прагматичная страна, ее политика основана на жестком реализме. Она не витает в облаках, там все понимают реальный расклад сил: чего можно ждать от Украины, а чего — нельзя.
Дмитрий Ефремов, эксперт Украинской ассоциации китаеведов, сотрудник Института исследований современного Китая им. Б. Курца:
— Не об ухудшении идет речь, а о том, чтобы увидеть своих союзников, пересчитать их. Кто играет за нашу команду? А кто — за чужую? И я не думаю, что это как-либо ухудшит отношения. У каждой из сторон ведь есть свои представления о демократии, каждая остается при своем мнении.
После саммита Владимир Путина и Си Цзиньпина начались разговоры о «едином фронте» России и Китая против Запада. Учитывая требования РФ о нерасширении НАТО (поддержанное Пекином), конфликт Украины с КНР по поводу «Мотор Сичи» и пр., означает ли это неизбежность ухудшения отношений Украины и Китая?
Олег Волошин:
— Из деятельности Посольства КНР в Киеве нельзя сказать, что Китай ориентируется во всем на мнение Москвы. Люфт есть — КНР не будет ссориться с Украиной только из-за ее плохих отношений с РФ. Но наша нынешняя власть в силу своей полной лояльности курсу США пойдет на ряд шагов антикитайского характера. Тут уже у КНР может возникнуть свой «зуб» на Украину. Там ведь не симпатизируют стране «в целом»: мол, власть там не очень, но можем инвестировать в надежде, что она сменится. Там не могут работать те страны, которые работают против Китая. Там все политизировано и бизнес тоже — в обратную сторону это не работает. Так во всех странах Восточной Азии, в этом они отличаются от стран Запада, которые с удовольствием работали бы с РФ, если бы не санкции. Показателен пример Литвы, которая пошла на резкую конфронтацию с КНР по болезненному для той вопросу Тайваня. И в китайских портах блокируются не только литовские товары, но и даже комплектующие, производимые в Литве и поставляемые на предприятия других стран Запада (внутри, условно, немецкого автомобиля). Это — оружие Китая. И это не из-за России, а из-за украинской власти. При Януковиче, напомню, все было хорошо. А сейчас ни единого визита высокого уровня, даже на уровне глав МИД.
Алексей Арестович:
— Я не верю в союз РФ и Китая, разве что во временную синхронизацию. Россия для китайцев слишком токсичная: они, конечно, получают от РФ технологии, но серьезно синхронизироваться не станут, потому что несопоставимы цели и интересы. И мощность — Китай намного сильнее. Нет предмета для партнерства! Что касается Украины, сказать сложно: не думаю, что мы — существенная часть китайской стратегии по выстраиванию сухопутной инфраструктуры в Европу. Но пока КНР не бросит проект «Нового шелкового пути», думаю, она будет использовать наши порты, а отношения постарается не испортить. Конечно, при этом будут ставить себя жестко, бороться за «Мотор Сич», но горшки не побьют.
Андрей Телиженко:
— Проблема в том, что Украина ведет с Китаем не свою игру, а то, что ей навязывает Запад. Ситуация уже ухудшилась и будет еще хуже: посла Украины в КНР нет больше года! Это — неуважение к китайцам. Что дальше — зависит от того, будет ли Украина вести свою политику. ЕС вот работает с КНР. И если Украина захочет выйти из-под внешнего управления, ситуация получит шанс на улучшение. Не за день, но за два-три года можно вытянуть отношения и решить вопрос с компанией «Мотор Сич» и остальными сложностями.
Денис Кирюхин:
— Очень важную фразу сказал Си Цзиньпин на переговорах с Владимиром Путиным: «Союз России и Китая — больше нежели военный союз». Мне кажется, она символизирует начало действительно новой конфигурации отношений, что не ограничивается взаимной поддержкой. Речь о заявке на создание альтернативного мирового порядка для ряда стран, что решат присоединиться. Процесс в начальной стадии, и сами участники до конца не представляют, как он пойдет дальше, но стратегия КНР всегда была предельно прагматична. Несомненно, в вопросе «Мотор Сичи» они будут отстаивать свои интересы, глаза на это не закроют. Но это не значит, что отношения с Киевом они разорвут: КНР не признает аннексию Крыма, а там, где ей выгодно сотрудничать, — они это продолжат.
Дмитрий Ефремов:
— Не думаю, что будет ухудшение отношений с КНР. «Единый фронт» Китая и РФ — условное обозначение, и партнерство ситуативное, направленное на ревизию существующих мировых норм, сконструированных США. И в этой ситуации у РФ и КНР разное видение: Китай хочет реформировать систему так, чтобы увеличился его вес и влияние. А РФ — восстановить утраченное после распада СССР. На них по-разному действуют точки интересов, что находятся в разных регионах: это дружба против общего конкурента. Сейчас это рассматривается как «тесные отношения», но на самом деле, когда они добьются целей, отношения между ними ухудшатся. Что касается Украины, для нас КНР не является стратегически важной страной. Партнерства развиваются на таких требованиях, как признание территориальной целостности, политической системы, модели развития, невмешательства во внутренние дела. Мы их соблюдаем, Китай — тоже. Так что экономически мы продолжим сотрудничать.
Что следовало бы сделать руководству Украины, чтобы нормализовать и развивать отношения с КНР?
Олег Волошин:
— Много… Надо менять весь стержень. Начать с самостоятельного внешнеполитического курса. У нас провал в ООН: в 2014 году по резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН 15 стран было «против», 85 — «воздерживались», в т. ч. КНР, то по последней резолюции она уже голосовала «против». Это, скажете, «рост международной поддержки»?! Не смешите! Китай — глыба, мы — маленькие. И если вторая экономика мира голосует «против» нас, это поражение. Более того, мы ведь лезем на рожон. Блокируем в угоду США сделку по «Мотор Сичи». Не хватает еще принять постпреда от Тайваня в Киеве… Это, конечно, многим понравилось бы в Вашингтоне, но он нам не дает ни копейки денег, кроме кредитов на вооружение. А Китай имеет возможности поддержать нашу экономику, инфраструктуру! Несравнимые деньги. Если хотим — нормализовать отношения с КНР можно, и без аналогичного процесса с РФ. Сказать: «Если нам выгодно, будем развивать серверы Huawei, это передовые технологии». А нам рассказывают: мол, не можем использовать элементарную китайскую базу для развития собственного интернета, «потому что китайцы будут нас прослушивать». Но китайцы так глубоко, как американцы, к нам не заходили! В любом случае, можно было бы играть. Да, мы с китайцами — не «братья навек». По вопросу уйгуров, скажем, будем солидарны с ЕС — нам их позиция важна. Но вопрос технологий — не дело американцев! А захотели бы, и в «Шелковом пути» поучаствовали бы.
Алексей Арестович:
— Чтобы нормализовать отношения, нужно подтвердить, что они не находятся в кризисе. Не думаю, что даже коммерческий спор за «Мотор Сич» может служить признаком политического кризиса в отношениях Украины и Китая. Пока этого не видно. Я бы ставил вопрос о том, что должны быть проведены все судебные споры. И так, чтобы все стороны были удовлетворены — если не результатом, то качеством процесса. Чтобы не было дальнейших претензий. Вот об этом можно говорить.
Андрей Телиженко:
— В первую очередь, посла назначить. Организовать работу с КНР через парламентские группы влияния, у оппозиции есть очень хорошие контакты, а не просто громкие заявления, которые делал Давид Арахамия. Можно наладить бизнес-отношения с обеих сторон. А потом уже — подключение лидеров государств. То есть сначала посол, отношения через диппредставительства, затем — парламентские группы, а дальше двигаться на уровень топ-чиновников. Но этой работы нет, поскольку государство не развивает этих отношений. У нас, кстати, нет послов в РФ и еще 24 государствах! Вот такая внешняя политика у Украины… Это — провал дипслужбы. А ведь могли бы показать, что готовы к диалогу, просто переведя Дмитрия Кулебу на другую должность и поставив нового министра. Начав отношения с чистого листа.
Денис Кирюхин:
— Давать советы руководству — не моя работа. Могу лишь выразить сожаление, что наша политика десятилетиями опирается на какие-то фантомы относительно мирового порядка и определяется, скорее, идеологией, а не национальными экономическими интересами. И не интересами нацбезопасности. Если бы внешняя политика опиралась на две эти основы, так же как в странах ЕС и в США, многих проблем мы просто избежали бы.
Дмитрий Ефремов:
— Традиционно стоит вопрос повышения интенсивности контактов, особенно на высшем уровне. Для Китая очень большое значение имеют постоянные переговоры и коммуникация между чиновниками. Это и сигнал для бизнеса, и для местных органов власти о том, что партнер, с которым ведет диалог высшая власть, «является надежным», с ним можно и нужно развивать взаимоотношения.
Заключение Общественной экспертизы
Скандальный отказ Украины под давлением США утвердить продажу компании «Мотор Сич» китайскому бизнесмену и последовавшие за этим многомиллиардные иски в международный арбитраж демонстрируют очевидную зависимость украинской экономической политики от стран Запада. Правда, кое-кто из экспертов надеется, что прагматические мотивы одержат верх и Китай не пойдет на разрыв выгодных для него отношений с Украиной.
Вот только надежда эта свойственна в основном тем из украинских аналитиков, кто сегодня близок к власти. Да и сами их надежды подпитываются верой в то, что Китай в конце концов поймет, что с Россией ему не по пути и отношения между ядерными супердержавами будут испорчены. Однако реалии сегодняшнего дня говорят о другом. Китай и Россия нашли друг в друге не просто союзника, но своеобразного гаранта собственной стабильности и безопасности. Союз с Москвой, обладающей мощнейшим ядерным потенциалом, дает Пекину возможность спокойно смотреть на американские авианосные группы вблизи собственных берегов, а огромная китайская экономика позволяет РФ игнорировать экономические санкции Запада. И если противостояние новых центров геополитической силы дойдет до накала холодной войны, Украина может лишиться не только стратегических поставок из России, но и поступлений от торговли с КНР.