Содержание
Каковы шансы пройти отопительный сезон без форс-мажоров
За последние годы украинцы привыкли к тому, что начало отопительного сезона сопровождается проблемами и скандалами: то цены на тепло неожиданно повысят, то, несмотря на морозы, батареи остаются холодными. Однако в любом случае 15 октября — начало отопительного сезона — ждали как пусть и тревожное, но все же позитивное событие. Но даже в эту традицию сегодняшняя власть смогла внести неприятную новизну.
Несмотря на иногда отрицательную температуру за окном и давно прошедшую дату начала отопительного сезона, тепло в квартиры украинцев поступать так и не начало. Но, о чудо! Никаких особых скандалов или акций протеста не наблюдается, более того, люди вроде как и не против такого сценария. Каким образом команде Зеленского удалось «решить» две важнейшие задачи: сэкономить газ (уголь, мазут) и при этом избежать возмущения (по крайней мере, демонстративного) простых граждан? Насколько стабильна ситуация и каковы шансы пройти отопительный сезон без форс-мажоров?
РазвернутьПроект Общественная экспертиза
Общественная экспертиза – совместный проект «Вестей» и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.
Почему, несмотря на вторую половину октября и ночные заморозки, отопления в квартирах нет и даже разговоры на эту тему никто (ни мерзнущие украинцы, ни ответственные чиновники) не заводит?
Алексей Кучеренко, член Комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ, фракция «Батькивщина», экс-министр ЖКХ:
— Все зависит от конкретного города. Сегодня нет какого-то централизованного информационного центра, который бы сказал, что происходит. Решение о старте отопительного сезона должны принимать органы местного самоуправления. И как бы на них технично «перевели стрелки», чтобы сделать их виноватыми. Я себя ставлю на место любого мэра: мне нужно где-то найти деньги, чтобы запустить отопление, и начать платить «Нафтогазу», и сделать предоплату соответствующую, получить банковские гарантии… понимая, что с населения я получу деньги только в декабре! Поэтому, я думаю, мэры сейчас на полном «шпагате», и из-за того, что у них нет денег в местных бюджетах, они их экономят, а потому будут всеми правдами и неправдами отодвигать этот момент. И основная причина — в абсолютно монопольном положении НАК «Нафтогаз Украины» и сумасшедшей цене на газ, которая не отвечает критериям платежеспособности.
Спросите любого человека, который не имеет центрального отопления, а потребляет «отопительный» газ у себя дома. Я вам скажу точно, что подавляющее большинство населения — небогатое, и оно у себя еще не включило газ. Ведь люди прекрасно понимают, сколько будут платить по счетам. Ярчайший пример сегодня разбирали: в киевском доме, достаточно новом, произошла авария во внутренней сети, и у жильцов сгорели провода и щитовая. И людям выставили счет на 18 тыс. грн, а у них дом на 36 квартир! На секундочку, по 500 грн на каждую квартиру. А почему случилась сама авария? Потому что народ включил электрику и начал ею отапливаться! Высокими ценами «загнали» и мэров, и людей. И они будут делать все, чтоб оттянуть этот «счастливый момент»!
Иван Плачков, экс-министр топлива и энергетики, экс-глава Одесской ОГА:
— По простой причине: среднесуточная температура еще не упала ниже 8 °С. Это правило, по которому происходит начало отопительного сезона. А вся инфраструктура, что должна быть включена — школы, детсадики, больницы, все уже подключено к отоплению. В городе (Киеве. — Авт.) уже работают все учреждения, дошкольные и школьные.
Валентин Землянский, эксперт по вопросам энергетики, экс-сотрудник НАК «Нафтогаз Украины»:
— Ваш вопрос, скорее, к высокому начальству в Кабмине. Причина, по которой нет отопления, — это неготовность страны и системы. С одной стороны, в попытке сэкономить как можно больше газа, чтобы его хватило как можно дольше. И непроработанность деталей меморандума, который был разработан (и достаточно долго разрабатывался) Минрегионом и подписан им (с местными властями и «Нафтогазом». — Авт.). А когда его начали реализовывать, выяснилось, что у отдельных министерств и ведомств свои интересы. Например, у того же «Нафтогаза». Да и предмет меморандума, с финансовой точки зрения, начнется с нового бюджетного года. Но сейчас-то что? Думаю, тут, скорее, совокупность проблем.
Хотя… В каждом регионе своя ситуация. Кто-то говорит: отопительный сезон начался, «все хорошо». Кто-то — что не начал, и «все плохо». А вот правительство должно было бы создать некий оперативный штаб или рабочую группу, которая разбиралась бы по каждому конкретному случаю с происходящим и искала бы выход из ситуации. Если бы это сделали, мы бы сейчас с вами не обсуждали проблемы отопительного сезона.
Андрей Герус, член Комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ, фракция СН:
— Тут важно понимать, как функционирует система отопления в стране. Условно, кто принимает решение (по этому вопросу. — Авт.) в городе Бердичеве? Местные власти. К ним и нужно адресовать вопрос: «Почему вы не включили отопление в Бердичеве?» А Верховная Рада не подключает к отоплению местные дома!
Власть уверяет, что с теплом в домах украинцев в этом сезоне все будет хорошо. Однако местные органы управления в разных частях Украины объявляют чрезвычайные ситуации из-за отсутствия газа для отопления. Чего ждать?
Алексей Кучеренко:
— Если это центральное отопление, то решение принимает мэр. А вот если речь о бюджетных учреждениях и организациях, которые имеют газовые котельные, а у нас много таких (и в свое время эти садики, школы, областные больницы переводили на газ), то у них, как оказалось, просто нет контрактов, договоров с «Нафтогазом» на поставку топлива. И, по сути, директора этих бюджетных организаций сегодня в шоке. У них нет договоров и денег тоже нет! Они же не могут позволить себе выйти на биржу и купить газ по 45 грн! И они тупо не знают, что делать. Поэтому тут надо понимать, о чем идет речь — отопление отоплению рознь. А там, где центральное отопление, я думаю, мэры пока максимально отодвигают момент, потому что часто попросту нет денег, чтобы рассчитаться с «Нафтогазом». Также и у бюджетников нет ни денег, ни договоров. А люди-частники, которые отапливают дома газом — а это около 50% населения, также экономят.
Иван Плачков:
— По телевизору представители власти говорят: у нас проведены административные реформы, функции переданы местной власти — центральная за эти вопросы (ЖКХ. — Авт.) не в ответе. А что местные органы объявляют ЧС по газу, так он не отсутствует. Но ситуация действительно сложная. Проблема первая — у них нет лимитов газа. А НАК «Нафтогаз» не дает эти лимиты, потому что на местах есть долги за газ, потребленный в предыдущие годы. По долгам не рассчитывались, но лимиты требуют! В этих условиях «Нафтогаз» действует совершенно правильно, ведь местные власти знали, что у них есть эти долги, а сейчас «объявляют ЧС», что похоже на манипулирование ситуацией и угрозы. И вторая проблема — у местных органов власти не очень хорошая ситуация с бюджетами. В некоторых областях не хватает в бюджетах средств, чтобы оплачивать газ.
Валентин Землянский:
— Проблема как раз в бюджетных организациях. Тут следующая ситуация: «Нафтогаз» еще до подписания меморандума создал такую, как он это назвал, «реформу»: т. н. балансируемые группы из числа поставщиков газа для контроля за поставками населению и теплокоммунэнерго. Это облгазы, газоснабжающие организации. И все были довольны! Все видели, какие объемы газа заходят, а какие — выходят. И то же самое должны были сделать в отношении бюджетных организаций. А «Нафтогаз» дотянул до последнего, когда был уже объявлен старт отопительного сезона.
У местных органов власти с поставщиками на местах договоры по ценам «не попали» в 16,50 грн, предусмотренные меморандумом (они были выше). Вот власти и объявили ЧС, то есть это их нормальная процедура для самосохранения! Вот в логике этой чрезвычайной ситуации появляется «Нафтогаз» и говорит: «О! Мы готовы!» Только «мы готовы путем переподписания контракта». То есть идет банальная конкуренция на рынке и попытка подмять под себя бюджетников. Мол, «давайте переподписывать контракты», все будет здорово. И вы себе представляете — 10 тыс. контрагентов! Переподписать контракт, наплевать на действующее законодательство в лице закона о госзакупках, где предусматривается тендерная процедура для бюджетников… Вот отсюда вся история. И процесс с подписанием бюджетникам, насколько я знаю, затягивается, и газоснабжение по школам и больницам — также. И фишка тут в том, что 16,50 грн — это для тех бюджетных организаций, у которых индивидуальное отопление и они не подсоединены к ТКЭ. Вот у них будут вопросы, пока не закончат оформление договоров с «Нафтогазом».
Андрей Герус:
— Вот, скажите, кто и где провозгласил чрезвычайное положение? И по какой причине? В отдельных городах есть свои стратегические проблемы. Не более того!
Каковы шансы у украинцев пройти предстоящий отопительный сезон без сбоев? Что должна сделать власть в сложившейся ситуации?
Алексей Кучеренко:
— Сбои идут уже с самого начала, поэтому… что нас ждет впереди, я даже не хочу прогнозировать. Я хочу, чтобы все поняли — власть, правительство тупо и примитивно нас обманывают. Они понимают, что сбои будут. Что весь отопительный сезон пройдет под знаком «сбой»! У них задача — всю ответственность перевести на местные органы власти. И у них вся стратегия в одном — «мы сделали все, что могли», газ в хранилищах есть, и поэтому «если у вас нет тепла, то виноват кто? — Мэры!» Нормальная тактика. А мэры пока сидят, боятся воевать с правительством. И я их понимаю. Начнут — и их тут же «догонят»…
Иван Плачков:
— Вопрос большой, конечно. У нас все отопительные сезоны за годы независимости были сложными, сбои были всегда: либо в отдельных городах, либо из-за изношенности оборудования. А были и ситуации, когда Россия прекращала поставки. Сейчас же РФ может прекратить транспортировку газа по нашей ГТС. И правда, разнообразные сбои будут возникать. Но из любой сложной ситуации всегда есть выход. И он зависит от решений, которые принимает власть, отталкиваясь от различных кризисных ситуаций.
Валентин Землянский:
— Как я уже сказал, нужна рабочая группа. Мы сейчас находимся в состоянии перманентного кризиса, мы понимаем, что есть вопросы и по запасам газа, и по запасам угля. Мы понимаем, что у нас есть вопросы по финансированию части регионов. Должна быть межведомственная рабочая группа. И Верховную Раду можно было привлечь, и Минфин, Минэкономики, Минрегион, «Нафтогаз» обязательно. И они должны были заниматься как раз выработкой этих решений, в том числе и по расчетам ситуаций — как у нас будет проходить отопительный сезон до его завершения. Все это должно было быть в их компетенции. В конечном итоге мы пришли к вопросу управленческого хаоса, который, к сожалению, на сегодняшний день царит в Кабинете министров.
Андрей Герус:
— Тут непонятно, что подразумевать под словом «сбои». Зимой отопление будет у всех! А такого, чтобы в октябре отопление включили, а в декабре отключили и потом в январе снова включили, не будет! Поэтому ваши вопросы странные… Разве у вас был такой опыт, чтобы украинцам среди зимы отключали отопление? Эта идея ничем не обоснована. Среди зимы отопление никому не отключают, и поэтому все будет нормально. Сегодня города по очереди включают отопление, и, соответственно, отключено оно будет лишь в начале апреля — когда именно, будет зависеть от погоды.
Заключение Общественной экспертизы
Мнения экспертов совпадают в главном — гарантий по поводу безоблачного прохождения отопительного сезона никто дать не может. Однако объяснение причин такого положения и даже выводы делаются разные. Причем, похоже, что позиции в значительной степени определяются «близостью к солнцу» украинской власти.
Суммируя, можно сказать, что власть, не сумев выполнить обещания по повышению уровня жизни украинцев, понимает и растущие угрозы — столкнувшись с резким ростом цифр в платежках за тепло, люди выйдут на протесты. «Если не можешь победить толпу — возглавь ее», говаривал Никколо Макиавелли. Именно в этом ключе и действует власть: ответственность за тепло в квартирах жителей украинских городов она перебросила на мэров, которые должны выполнить ряд непростых условий, чтобы получить газ по льготной цене. Получат — у людей будет тепло за приемлемые деньги, нет — пусть мэров и винят.
Определенное количество газа в стране есть и значительному проценту населения его хватит. Тем же, кому по какой-то причине не повезет, тепло тоже могут дать, но значительно дороже. И вот это «значительно дороже» пугает людей. Понимая, что их «неевропейских» зарплат на «европейскую» цену за газ не хватит, они кутаются в шубы и одеяла, пытаясь отсрочить расплату по долгам.
Что ж, команда Зеленского показала себя находчивыми менеджерами: и мэров «подцепила» на газовый крючок, и людей «убедила» потерпеть, и газ/уголь (которых все же маловато) экономит. Вопрос в том, оценит ли такую «хитринку» избиратель?