Содержание
Рада хочет сортировать мертвых героев. В Сети схватки из-за «кладбища Третьего Рейха»
В Украине появится Национальное мемориальное военное кладбище, но упокоиться на нем смогут не все герои, а лишь избранные. Верховная Рада приняла в первом чтении соответствующий проект Кабмина. По версии правительства (Минрегиона), их перечень ясен и понятен.
Кому могила на таком кладбище заказана и почему, разбирались Vesti.ua
Кладбищ мало
Речь идет о правительственном законопроекте «О внесении изменений в некоторые законы Украины о Национальном военном мемориальном кладбище».
Как сказано в пояснительной записке, необходимость проекта – восполнить пробел в правовом поле. Постановление Верховной Рады (от 2 июня 2011 года №3459) о создании Национального военного мемориального кладбища есть, а в законе «О погребении и похоронном деле» о таковом ни слова.
Пробел предлагается заполнить отдельным определением и статьей и несколькими уточнениями в двух законах: о погребении и о местном самоуправлении.
В определении перечисляются категории лиц, которые могут быть погребены на Национальном военном мемориальном кладбище: «Борцы за независимость Украины в ХХ веке, военнослужащие, умершие (погибшие) во время выполнения боевых заданий, участники боевых действий, лица с инвалидностью вследствие войны и лица, имеющие особые заслуги перед Родиной«.
Расходы на погребение на таком кладбище, разумеется, берет на себя госбюджет. Как и затраты на восстановление намогильных плит в случае их осквернения. Правда, в таком случае расходы бюджета компенсируют сами осквернители (если их найдут).
В гробу – десоветизация
Вроде бы все чинно, благородно, если бы не дальнейшие предлагаемые правки. В соответствие с ними, не могут быть захоронены на Национальном военном мемориальном кладбище:
— лица, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (секретаря районного комитета и выше);
— лица, занимавшие руководящие должности в высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик, органах власти и управления областей, городов республиканского подчинения;
— сотрудники советских органов государственной безопасности всех уровней.
Однако попасть на военное кладбище все же получится.
Особо оговорено: «Данные ограничения не распространяются на лиц, защищавших независимость, суверенитет и территориальною целостность Украины и принимавших непосредственное участие в АТО и ООС, обеспечении их проведения, пребывая непосредственно в районах АТО и ООС в период их проведения, борцов за независимость Украины в ХХ веке«.
То есть, теоретически, если борец был когда-то в КПУ или КПСС, но боролся за независимую Украину, он право на могилу на данном кладбище получит.
Ковпак не пройдет
Это значит, возмущается в социальной сети народный депутат от «Слуги народа» Максим Бужанский, что: «Сидору Артемьевичу Ковпаку захороненным там быть нельзя. Но можно, зато, например офицеру абвера Шухевичу. По-моему, немного перебор в 80-ю годовщину начала Великой Отечественной Войны и трагедии в Бабьем яру«.
Соцсеть взорвалась комментариями. Одни пользователи удивляются, что даже до кладбищ дошла сегрегация по политическим мотивам. Другие возмущены, а до ХХ столетия «воины просто погулять ходили? Это архинесправедливо«. «Мемориал Третьего Рейха. Так бы и назвали, чего стесняются?!» – удивляется, к примеру, Сергей Туренко.
Однако пользователи высказывали и другие мнения. Например, пусть бойцы Великой Отечественной войны покоятся там, где они есть. Даже хвалят правительство за предусмотрительность: если мертвых героев не разделить, над их могилами сойдутся в схватках живые.
Соратник Бужанского по фракции «Слуга народа» Анна Бондар как член профильного парламентского комитета сообщила, что проект комитетом одобрен к принятию в первом чтении: «К сожалению, сейчас он (этот вопрос) получил еще большую актуальность в связи с войной с Россией на Востоке Украины«.
Она же уточнила – участок земли планируется выделить в Киевской области.
Сколько денег – неизвестно
В сопроводительных документах к проекту о военном кладбище можно найти немало любопытного. Например, на кладбище потребуются расходы из госбюджета. То есть деньги налогоплательщиков, среди которых есть потомки или (увы, немногочисленные) участники Второй мировой войны в составе Красной армии. Получается, они из своих карманов будут оплачивать погребение идеологических противников и врагов.
Как сказано в приложении к проекту, на Национальное военное мемориальное кладбище потребуется 1 га земли и неизвестно сколько денег: «Полный объем необходимых материальных и финансовых расходов для финансово-экономического прогнозирования строительства и содержания мемориального комплекса, а также проведения процедуры погребения будет рассчитан после утверждения места его размещения«.
Пока же правительство смогло обозначить вероятные расходы по пунктам.
Спойлер Сколько будет стоить Национальное военное кладбище
— благоустройство участка (планирование рельефа, создание системы орошения, обустройство газонного покрытия) – 700 тыс. грн;
— сооружение входной группы с музейным комплексом общей площадью 100 метров квадратных – 1 млн 500 тыс. грн;
— возведение административно-хозяйственного двухэтажного блока (гараж, комната обслуживающего персонала, административные помещения, котельная) общей площадью 100 метров квадратных – 10 млн грн;
— сооружение ритуального строения общей площадью 700 метров квадратных – 7 млн грн;
— строительство одного погонного метра колумбарной стенки на 3 колумбарные ниши – 30 тыс. грн;
— погребение (средняя стоимость) – 4 тыс. 385 грн;
— благоустройство участка 30 га – 2,1 млн грн.
По приблизительным стартовым оценкам, Национальное мемориальное кладбище обойдется в 20 млн грн.
Свой Арлингтон
В среду, 3 марта, на пленарном заседании Верховная Рада наконец-то дошла до проекта, рассмотрение которого было запланировано еще на середину февраля.
«Мы должны вместе и быстро решить этот вопрос«, – заявил представитель фракции «Слуга народа» Андрей Стрихарский.
Зачем – прояснил Владимир Вятрович («ЕС»): «Украина наконец-то должна иметь свой Арлингтон!»
В планах Вятровича просить президента создать Национальный пантеон. «Потому что это не про прошлое – это про современность и про будущее Украины. Ведь только там, где помнят погибших, есть те, кто готов защищать живых«, – подчеркнул нардеп.
И все же Вятрович признал: проблема – кого там хоронить, а кого – нет, существует. И ко второму чтению, подчеркнул он, надо максимально четко выписать, кто может, а кто не может быть погребен на этом кладбище.
Его идеологический оппонент из ОПЗЖ Анатолий Бурмич выразился кратко: «Создание какого-то специального кладбища – очередной шаг к таким законам, как о языке, который будет только раскалывать общество«. И вообще, хорошо, чтобы деньги не разворовали, как на музее Майдана.
«Нужно поддерживать и почитать украинских бойцов, – заметил Сергей Шахов («Доверие»). – Но почему сегодня я не вижу от министерств, кто будет чтить живых людей, которые сегодня голодают, бедствуют и мыкаются по общежитиям? Море суицидов на улицах«.
В итоге, мемориал собрал 309 голосов «за» с доработкой ко второму чтению и сокращением сроков. То есть на следующей пленарной неделе он может быть принят в целом. И основная интрига – какие именно коррективы будут внесены в перечень тех, кто имеет право на захоронение на украинском Арлингтоне.
Спойлер Арлингтон
Это мемориальное кладбище США. Изначально – военное, на нем упокоились герои и бойцы Гражданской войны. Земельный участок реквизировали у главнокомандующего войсками южан генерала Ли. Со временем список тех, кого можно захоранивать, расширился. Помимо Могилы неизвестного солдата, на Арлингтоне нашли свое последнее убежище солдаты всех войн, в которых принимали участие Соединенные Штаты (и члены их семей), военнослужащие, а также выдающиеся личности (президенты, астронавты, судьи). На данный момент, количество погребений приближается к полумиллиону. Нельзя на Арлингтоне хоронить людей, виновных в тяжких преступлениях.
Успокоение мужественных людей
Судя по результатам голосования в первом чтении, проект о Национальном мемориальном кладбище быстро станет законом. Поможет ли такое место объединить страну?
Как полагает преподаватель (учитель) Харьковского учебно-исправительного комплекса №106 ім. В.О. Киселя Владимир Сокол, воинское кладбище — это “не “сортировка”, это акцентирование государства на соответствии декларированной защиты — фактическому отношению с чествованием вклада военных в государственное дело защиты этого самого государства и жертвенности отдельных личностей и групп”.
В комментарии Vesti.ua Владимир Сокол высказал мнение, что Национальное военное мемориальное кладбище — украинское памятное место успения мужественных людей. “Военное кладбище вправе быть автономным местом захоронения по принципу собственной ритуалистики. Если исходить из права гражданина на общественные организации, то и родственники погибших военных вправе просить об отдельном месте захоронения и почитания солдат. Достоинство — это не только факт сьогодення», но и право исторической справедливости и достойной памяти, в том числе через культовость воинских захоронений”.
Найдет коса на камень
Предметом дискуссий ко второму чтению по этому проекту все же станут критерии для захоронений. Если Украина все еще хочет вернуть себе Крым и Донбасс, мемориал с таким перечнем тех, кто может быть там захоронен, вряд ли будет способствовать всеобщему почитанию героев. Если же перечень откорректируют ко второму чтению так, чтобы действительно осуществить примирение врагов (в том числе и Второй мировой) хотя бы после смерти (если не получилось при Ющенко – при жизни), возмутиться могут живые, но уже с Запада, и не дать голосов.
Реакция в соцсетях уже показывает линии разлома: правые будут настаивать на перезахоронении Петлюры и Бандеры, что сразу вызывает реакцию у умеренных и провосточных. Да и в США, как мы наблюдали по событиям в Шарлотсвилле, с исторической памятью не все так однозначно. Возможно, как полагают скептики, проект попадет в очередную схему растраты бюджетных средств.