Извинений перед камерой мало. В Украине за оскорбления ВСУ получают сроки

За 2022 вынесли пять приговоров тем, кто оскорблял военнослужащих

Несколько дней назад в одном из отелей Буковеля между двумя отдыхающими завязалась словесная перепалка. На запись с мобильного телефона попала только часть ее, в которой отдыхающий, как позже выяснилось, бизнесмен из Черкасс, на слова мужчины, что он военный из Бахмута, заявил: «Тогда поезжай в свой Бахмут». Кроме того, в адрес военного были сказаны такие слова, как «лошара» и «провокатор». 

На следующий день, когда в номер к отдыхающему пришли полиция и сослуживцы военного, бизнесмен извинился и перед ним, и перед ВСУ. Мужчины пожали друг другу руки – и конфликт был исчерпан. Но так заканчиваются не все перепалки. Некоторые доходят до суда.

В апреле прошлого года в Ужгороде подвыпивший местный житель во дворе дома оскорбил военнослужащую. Женщина служила делопроизводителем группы логистики ТрО, шла в военной форме, когда на нее посыпались нехорошие слова. Как говорится в материалах уголовного дела, обвиняемый «словесно оскорблял ее честь и достоинство, а также преследовал цель вызвать у последней реальное опасение за свою жизнь и посягал на ее личную безопасность». Женщина, опасаясь за свою жизнь и здоровье, обратилась с заявлением в полицию. Там в отношении мужчины открыли уголовное производство и расследовали его по ч. 1 ст. 435-1 УК Украины – как оскорбление чести и достоинства, угроза убийством, насилием военнослужащему. 

Собственно, как оказалось, и не случайно – во время осмотра места жительства у подозреваемого полиция изъяла пистолет под патрон «Флобер», винтовку и два ножа. А кроме всего прочего, еще и пакет с каннабисом, выше допустимой нормы. Дело приняло серьезный оборот,  и подозреваемый решил заключить договор с прокурором о признании вины. Ужгородский городской суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком пять лет.  Но освободил от отбывания наказания в виде лишения свободы с трехлетним испытательным сроком.

А в Черкассах осудили гражданку, которая в  социальной сети Facebook на странице одного из интернет-изданий, где был размещен пост о сборе средств на нужды ВСУ, писала нецензурные оскорбления в адрес украинской армии. Когда же лично к ней обратился один из военнослужащих, она в ответ написала оскорбительный, ругательный и унизительный по содержанию текст, говорится в приговоре. Но данная выходка женщине с рук не сошла. Ее нашли и привлекли к уголовной ответственности по  ч. 1 ст.435-1 УК Украины – за оскорбление чести и достоинства военнослужащего.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Инклюзия на фоне буллинга. Что будет со школами для детей с инвалидностью

Когда дело передали в суд, подсудимая раскаялась, извинилась и тем самым получила более мягкий приговор. Сосновский районный суд признал ее виновной и назначил наказание в виде лишения свободы сроком три года. Но с испытательным сроком на два года.

За год вынесли пять приговоров

Как рассказывает адвокат Александр Золотухин, в марте прошлого года Уголовный кодекс Украины был дополнен ст. 435-1 «Оскорбление чести и достоинства военнослужащего, угроза военнослужащему». Согласно которому оскорбление чести и достоинства, угроза убийством, насилием или уничтожением, или повреждением имущества военнослужащему, осуществляющему меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии, его близким родственникам или членам семьи, – наказывается ограничением свободы сроком от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

«Всего было вынесено пять таких приговоров. На примере этих решений мы видим положительные сдвиги в защите чести и достоинства военнослужащих», – отмечает юрист.

К счастью, как считает адвокат Хельсинской правозащитной группы Роман Лихачев, если и возникают конфликты между гражданскими и военными, они заканчиваются публичными извинениями, как это было в Буковеле. Но если идет речь об угрозах убийства, насилия военнослужащим или их семьям, это нужно пресекать.

«Если посмотреть, то уголовных дел по статье 435-1 не так уж и много. Увы, там есть пробелы с доказательной базой. К примеру, оправданием может служить то, что одна из сторон конфликта не знала, что данный человек военнослужащий. Так же и в соцсетях, где много закрытых профилей, и, если даже человек утверждает, что он военнослужащий, это же сложно проверить. Ведь документ он не предъявляет. То есть не всегда можно собрать доказательства вины того, кого подозревают в угрозах или оскорблении военных либо же ВСУ. Конечно, то, что кто-то высказывается в адрес военнослужащих нецензурно – это недопустимо. Это аморально. Но, на мой взгляд, нужно усовершенствовать  законодательную базу», – подчеркивает Роман Лихачев.