Содержание


            Грустные итоги. Что Украине принесли первые 5 лет свободной торговли с ЕС

Vesti.ua посчитали настоящую «рыночную цену» проевропейского курса нашей страны

11 февраля в Брюсселе подводились структурные промежуточные итоги евроинтеграционного пути Украины, которым страна движется с 2014 года. В центре внимания была «дорожная карта» украинских евроустремлений — Соглашение об ассоциации с Евросоюзом (СА).

Какова же экономическая ценность проевропейского курса, без учета политических тем и идеологического пафоса о «цивилизационном выборе» и «возвращении в семью европейских народов». С помощью аполитичных цифр и сухих статистических данных, Vesti.ua высчитали «рыночную цену» проевропейского курса Украины. 

Вопрос «дровишек» важнее

Много информационного шума поднялось вокруг усиленного фокуса на политических проблемах, которые были гневно изобличены в резко-критическом докладе Европарламента. Именно политический пласт тем составил публичную «верхушку» итогов и оценок, которые официальный Брюссель выставил Украине за семилетние итоги имплементации условий стратегического договора. Эти вопросы касаются политической части Соглашения об ассоциации, которая была подписана в 2014 году.

Торгово-экономическая часть СА представлена договором о зоне свободной торговле (ЗСТ+), где «+» означает включение агропромышленного комплекса. Режим либерализации торговли начал действовать с 2016 года в «режиме временного применения», а с сентября 2017 года — уже в полном объеме.

По истечении первой «пятилетки» действия ЗСТ с Евросоюзом в 2021 году для Украины открылась возможность пересмотреть условия соглашения, которые (без излишества эпитетов и очень мягко), можно охарактеризовать как не очень выгодные для Украины. Именно потенциал этого «окна возможностей» и подогревал значимость февральского заседания «Совета ассоциации Украина-ЕС» в Брюсселе. 

«Профи» дипломатического айкидо

На итоговой пресс-конференции после заседания премьер-министр Денис Шмыгаль заявил о необходимости обновления «Соглашения об ассоциации» и приведения его в соответствие с текущими реалиями, подразумевая, в первую очередь, пересмотр условий торгового режима. Этот вопрос Кабмин публично и неоднократно декларировал в качестве приоритета в рамках переговорного процесса.

Европейцы дали незамедлительный ответ в буквальном смысле. Сразу после выступления украинского премьера и обозначения позиции Украины последовало жесткое, и, с точки зрения языка дипломатии, даже грубое заявление еврокомиссара по европейской политике соседства и расширения Оливер Варгеи.   

«Пересмотр Соглашения означает не только поиск новых сфер, где оно применяется, но также выполнение имеющихся в Соглашении положений. Поэтому мы начнем с оценки выполнения «Соглашения об ассоциации«, – заявил он.

По словам Варгеи, нет необходимости в изменении условия Соглашения, поскольку оно «имеет неиспользованный до сих пор потенциалдостаточно гибкое и позволяет расширять наше сотрудничество. Но мы готовы рассмотреть запросы Украины относительно новых сфер, если таковые поступят«, – подчеркнул комиссар.

Есть три очень важных момента в выступлении г-на Варгеи. Во-первых, никаких существенных послаблений и поблажек в торговом режиме Украина может не ждать даже теоретически. Пока Евросоюз не будет удовлетворен «политическими вопросами» интеграции.

Во-вторых, лучшего торгово-экономического режима Украина не получит. Критического увеличения или введения новых беспошлинных квот для других категорий украинских товаров Киеву ждать не стоит.

Третье: никакого полноценного доступа на рынок госзакупок ЕС украинские производители не дождутся. Также как и так называемого «промышленного безвиза» – квот для высокотехнологичной украинской продукции.  

Официальный Брюссель очень четко сформулировал свой посыл Киеву: довольствуйтесь, верьте в лучшее, но лучшего не ждите. При этом еврокомиссар Варгеи подчеркнул, что евробюрократия может рассмотреть некие запросы украинской стороны «если таковые поступят». Но это заявление не может не спровоцировать логический вопрос – если запросов до сих пор не поступало, то чем занималась команда переговорщиков во главе с вице-премьером по вопросам евроинтеграции Ольгой Стефанишиной?

«С января следующего года мы, как и планировали, сможем начать конкретные переговоры по параметрам торговли с ЕС, параллельно проводя процесс политической оценки выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС», — заявляла вице-премьер еще в начале ноября прошлого года. Уже середина февраля и можно перестать планировать и начать работать.

Увы, но опасения, которые Vesti.ua высказали летом прошлого года, подтвердились. Проанализировав тезисы г-жи Стефанишиной и решения ее команды переговорщиков, мы предрекали формат «переговоров Шредингера». Полная безынициативность украинской стороны в контексте заседания «Совета ассоциации Украина-ЕС» – красноречивое тому доказательство.

Официальный Киев занял пассивную позицию. В официозе она очень наглядно оформилась в виде недавнего заявления заместителя руководителя Офиса президента Игоря Жовквы.

«Ожидаем официального начала диалога по обновлению торговой части «Соглашения об ассоциации» и процесса совместной оценки достижений целей Соглашения об ассоциации«, — отметил Жовква.

Замечательно, ожидайте дальше! А мы начнем рассчитывать «рыночную стоимость» украинской евроинтеграции, основываясь на реальных параметрах условий зоны свободной торговли с ЕС.

Параметр №1.  «Наценка  за «бренд»

«Соглашение об ассоциации и зона свободной торговли с ЕС стали двигателем развития украинской экономики — ведь это открыло путь к самому большому рынку на континенте», — эта фраза вице-премьера по евроинтеграции описывает понимание и восприятие официальным Киевом Соглашения в целом и ЗСТ в частности.

Для реальной переоценки и подготовки структурного процесса пересмотра условий СА нужно отбросить аксиоматичность двух тезисов:

Статистика и расчеты с легкостью дезавуируют эти голословные «догматы», которыми заменили прагматизм и логику. 

Тезис о «двигателе» украинской экономики элементарно не вписывается в структуру товарного экспорта Украины. Понятие экономического развития попросту несовместимо с фактом, что почти треть всего экспорта состоит из необработанного, низкомаржинального агросырья. Как несовместимо и с фактом, что простейшая продукция 1-2 технологических переделов составляет более двух третей всей структуры торговли якобы преуспевающей в развитии страны.

Еще одним опровержением роли ЗСТ с ЕС как безоговорочного блага для Украины выступает структура экспортируемых украинских товаров уже непосредственно в государства-члены Евросоюза. 

Немного выбивающаяся из контекста всего сырьевого пула товарная позиция «электрические машины» не должна вводить читателя в заблуждение. По большей части эта позиция формируется не за счет какой-то  высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью.

Речь идет о производстве проводки для автомобильной промышленности перечнем небольших предприятий (преимущественно с немецким капиталом). Провода и кабели для нужд немецкого автопарома маркируется «высокотехнологичной продукцией», но в действительности это достаточно простая продукция, которую в Украине производят за счет дешевого рабочего времени неквалифицированных наемных работников.

Цифры экспортных поставок описывают некую  взаимозависимость. Эффективность и КПД от функционирования ЗСТ для Украины напрямую зависит от непредсказуемости погодных условий (уровня урожая) и неподвластной влиянию политики федерального правительства Германии (в отношении автомобилестроения). С точки зрения экономического прагматизма такой инструмент развития торгового потенциала и базового производства является нанесением ущерба и ограничений для  реального роста экономики. 

Мы имеем дело с чистым видом «брендовой наценки», ведь ЕС – «это самый большой и престижный рынок на континенте», а ЗСТ – это ключ к нему, за который нужно заплатить экономическими уступками. Кроме того, оплата  «бредовой наценки» дает Украине ощущение «статусного потребления» – приближения к желаемому статусу государства-члена Евросоюза.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  СНБО перепоручил руководить "Укрзализныцей" министру инфраструктуры

Параметр №2. Последствия «статусных расходов»

Две следующие таблицы данных описывают параметры общего товарооборота Украины с ЕС, а также динамику в торговле с каждой отдельно-взятой страной из Европейского Содружества. 

 

Порядок цифр, которые отражены в инфографике, описывает еще одну очень важную особенность ЗСТ с европейцами. Традиционно во время очередной мировой волны экономического спада неизбежно страдает торговля и, например, показатели товарооборота Украины снижаются. В целом, чаще всего, объем потребления импорта «проседает» быстрее и глубже, чем экспорт отечественных товаров. Но в период экономического восстановительного подъема после кризиса показатели потребления импорта столь же быстро «get back on track».

Однако в текущих условиях торгово-экономического взаимодействия с ЕС даже непродолжительные этапы потрясений очень круто «срезают» объемы поставок украинских товаров в страны-члены ЕС. При этом европейцам удается удерживать от слишком резкого падения объемы своего импорта.

Наблюдается углубление экономического отставания через запаздывающий и медленный восстановительный рост. Проще говоря – экспорт Украины с каждым кризисом проседает все ощутимее, не успевая восстановиться до условно «исходной точки» накануне новой кризисной волны. Грубо говоря, доступ на рынок ЕС не является фактором или стимулом  для развития экономики Украины. Процесс либерализации торговли не становиться предметом генерирования новых производственно-торговых концепций и политик, которые помогли бы получить больше выгод от ЗСТ с европейцами.  

Наоборот, рынок ЕС перестраивает экономическую и экспортную структуру Украины, корректируя ее своим весом и объемом. Украинский экономический «базис» мимикрирует под торгово-политическую «надстройку» Евросоюза.   

Прямым последствием этого является технологическая и производственная деградация структуры экономики и модели разделения труда. Объемы общих экспортных поступлений замещаются. Однако вполне  очевидно, что получить одинаковый доход от торговой сделки по продаже условного количества железнодорожных вагонов, и от сделки по поставке условного количества тонн кукурузы – это «две большие разницы».

Двигаясь в этой торгово-экономической «колеи» ЗСТ с ЕС, Украина выходит на лидирующие мировые позиции по торговле зерновыми культурами, при этом постепенно теряя целые отрасли экономики и индустриальный потенциал. 

Расходы на «статусное потребление» за формальную причастность к большому и престижному рынку ЕС оборачиваются для Украины экономическим самобичеванием и созданием стратегической безысходности. 

Параметр №3. Покупка «истории успеха» — иллюзии присвоения блага 

Первые два параметра («наценки за бренд» и обеспечения «статусного потребления») невозможно было бы закладывать в «рыночную стоимость» украинской евроинтеграции без продажи основы концепции зоны свободной торговли с ЕС. Это продажа «истории успеха» – иллюзии о потенциальном успешном развитии Украины в условиях свободного рынка и максимальной либерализации  режима торговли.  

И важнейшим элементом успешной продажи этой иллюзии является система предоставления беспошлинных тарифных квот на определенные товарные позиции. В целом, изначально ЕС предоставил «льготные» квоты для 36 (+4 дополнительные) различных экспортных товаров Украины. В отношении 18 видов товаров был предусмотрен переходный период постепенного повышения объемов поставок по ввозной пошлине в 0%. Европейцы же получали некие объемы для безналоговых поставок 3 видов товаров (и двух дополнительных).  

В таблице приведены графики только в отношении товаров, объемы беспошлинных поставок которых больше 10 тыс. тонн. В текущем году все отечественные товары, которые изначально еще с 2016 года попали в категорию «экспортных льготников», выходят на пиковые объемы утвержденных поставок в ЕС согласно нормам «Соглашения об ассоциации». К слову, эти налоговые льготы касаются только товаров агропромышленного комплекса и в абсолютном большинстве распространяются на дешевое сельскохозяйственное сырье, необходимое перерабатывающим мощностям рынка ЕС.

Квотные игры по правилам «невидимой руки рынка»

Практически традиционными новостными сообщениями в январе-феврале каждого нового года становятся сводки о том, что Украина в кратчайшие сроки выбрала те или «льготные» объемы квот на некоторые товары.

Беспошлинные «преференции» ЕС для некоторых товаров Украины чрезвычайно расчетливы, как и ничтожны в отношении количественных показателей. Для понимания: предусмотренный в условиях ЗСТ объем квоты на годовую беспошлинную поставку 3 тыс. тонн украинского меда – это сущий мизер, с учетом того, что в прошлом году Украина в целом продала на внешние рынки почти 70 тыс. тонн меда.

Уже к концу января текущего года отечественные экспортеры исчерпали квоту на поставки в ЕС меда и соков, а также выбрали квоты на 24% по муке и крупам, 

-на 43% поставки сахара;

— на 74% по одной из крупнейших квот на экспорт кукурузы.

Вопрос квот постоянно является предметом повышенного внимания и объектом обсуждений и споров в информационном пространстве. Но это лишь видимая и привлекающая внимание часть иллюзии создания зоной свободной торговли некого экономического блага для Украины. 

Если сравнивать отчеты об использовании беспошлинных тарифных квот в 2017-2019 годах и данные по прошлому году, то из года в год Украина полностью выбирает 12-14 товарных квот, еще по нескольким позициям использование квотных льгот ограничиваться третью и половиной от утвержденного объема. Этот вопрос, на самом деле, вовсе не важен, и выполняет роль информационного и концептуального «громоотвода».

За наблюдением и спорами об объемах квот и в отношении каким товарным группам они должны быть предоставлены, завершился первый и основной этап всеобъемлющей либерализации режима торговых взаимоотношений Украины и ЕС.

Согласно Дополнению I-А1 к Соглашению об ассоциации с Европейским союзом, после истечения 3 лет переходного периода, начавшегося в 2016 году, в 2019 году базовая ставка ввозных пошлин по ряду товаров снизилась до 0%.

В течение обозримых 3-4 лет Украина обязалась полностью отменить или снизить на 40-60% для абсолютного большинства товаров из стран-членов ЕС. 

Шах и мат, сырьевые компрадоры, жадно ухватившиеся за право торговать «с лотка» в ЕС своими кукурузными гранулами, пшеничной мукой и куриными тушками!

Счет за поглощение и веру в «иллюзию успеха»

В целом, три вышеперечисленных параметра составляют «рыночную стоимость» евроассоциации Украины. Реальная цена ЗСТ с ЕС под соусом «цивилизационного выбора» – это деградация остатков промышленности национальной экономики, архаизация модели разделения труда, окончательная потеря минимального индустриального «базиса» в производстве с окончательно «безальтернативным» курсом на скатывание к модели «аграрной сверхдержавы».  

Устойчивость и незыблемость расчетливой, прагматичной и циничной политики ЕС зиждется на силе веры (или желания уверовать) в иллюзию об «истории успеха». Мол, когда Украина таки станет членом Евросоюза, все эти издержки и усилия наконец-то окупятся обретением нового статуса.

Увы, что очень прискорбно, но путь установления торгового доминирования ЕС через механизмы ЗСТ+ не приведут Украину к членству в европейском содружестве. Это путь приведет к превращению нашего маленького и абсолютно беззащитного внутреннего рынка в небольшое и довольно прибыльное  торгово-экономическое «подсобное хозяйство» Евросоюза.