Содержание
Беспрецедентный рост стоимости газа, цена которого уже побила все возможные рекорды и достигла исторического максимума, открыл в Украине «ящик Пандоры». Несмотря на заявления властей, что рядовых украинцев «газовый кризис» не затронет, реальность, к сожалению, совершенно иная. Уже сегодня из-за высоких цен на газ в Украине начинают останавливаться крупнейшие промышленные предприятия. А те, что еще держатся, недоумевают, почему должны платить за газ в четыре раза больше своих коллег из Германии, и готовятся повышать ценники на свои товары и услуги до 15% уже в ближайшее время.
В ЧЕТЫРЕ РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В ГЕРМАНИИ
Цена газа на европейской бирже, к которой привязана стоимость в Украине, после небольшой коррекции закрепилась на уровне, близком к $800 за тыс. куб. м. Напомним, цены на газ постепенно росли с марта, увеличивая темпы с приближением осени. В начале сентября спотовая цена тысячи кубометров газа в Европе на хабе TTF составляла уже около $630, а в середине сентября цена ближайшего фьючерса на спотовый индекс TTF преодолела отметку в $900 за тысячу кубометров. Такую динамику связывают прежде всего с низким уровнем запасов газа в европейских странах при его ограниченном поступлении по трубопроводам, а также с переориентацией производителей сжиженного газа с европейских на азиатские рынки. Причем последнее имеет куда более сильное влияние. «Если смотреть по запасам газа в европейских газовых хранилищах, то в этом году они примерно на таком же уровне, как в 2016–2017 годах. В этом году — 69%, а тогда было порядка 71–72%. То есть ситуация в Европе — это далеко не главная причина. А лишь одна из. Куда более существенное влияние на рынок оказывает глобальная смена географии поставок газа. Тот газ, который раньше шел в Европу, в этом году пошел в Азию. Те же американцы, Катар и другие крупнейшие поставщики сжиженного газа переориентировались с Европы на Китай, потому что там цены были выше. Поэтому говорить о том, что «Газпром» что-то ограничил, — некорректно. Сработало все в комплексе: повышение спроса в Азии, более низкие запасы в газохранилищах и спекулятивная составляющая», — сказал «Вестям» экономист, эксперт Growford Insitute Виктор Скаршевский.
Но отопительный сезон еще даже не начался, и прогнозировать, до какой максимальной отметки может приблизиться стоимость голубого топлива на европейских рынках, сейчас очень трудно. В «Газпроме» же прогнозируют, что стоимость газа в этом году продолжит бить рекорды. Но, что любопытно, сами европейцы подвержены ценовым скачкам куда меньше украинцев. «Несмотря на то, что цена на биржах подбирается к $1 тыс., сейчас та же Германия покупает газ по долгосрочным контрактам у «Газпрома» по цене $220 за 1 тыс. куб. м. Да и в целом европейцы меньше страдают сегодня от высоких спотовых цен на газ. Потому что у многих стран есть долгосрочные контракты. И они закупают лишь небольшую часть на спотовом рынке. У нас же долгосрочных контрактов с «Газпромом» нет. Как рекламировали власти, их не стали заключать, чтобы не зависеть от России. Что тут еще сказать? Что хотели, то и получили!» — сказал «Вестям» Скаршевский.
Что будет делать бизнес
И хотя власть изо всех сил кричит, что резкий скачок спотовых цен на газ в Европейском союзе не повлияет на украинцев, реальность, к сожалению, совершенно другая. «Ситуация со стоимостью газа уже цепляет смежные отрасли экономики. По электроэнергии мы видим, что уже идет расконсервирование угольных станций. Ведь налоги на выбросы уже перекрываются высокой ценой на газ. Зеленая энергетика летит коту под хвост. А так как уголь выступает альтернативой газу, мы видим рост цен и на него.
Украинские заводы останавливают работу из-за высоких цен на газ», — сказал «Вестям» энергетический эксперт Валентин Землянский. Так, например, в Украине уже остановил работу Одесский припортовый завод, а также Одесский завод удобрений. В то же время, как пишет американское издание Bloomberg, американский производитель и дистрибьютор сельскохозяйственных удобрений CF Industries Holdings остановил работу двух заводов в Великобритании. Кроме возможного дефицита удобрений, что поставит под удар еще и аграриев, по данным BBC, остановка заводов по производству удобрений привела к сокращению поставок углекислого газа (CO2) — побочного продукта производства удобрений, который используется в пищевой промышленности для консервации продуктов, и другими производителями — например, напитков. «То есть мы увидели, как ситуация с газом зацепила все производственные цепочки мировой экономики. И речь тут идет даже не о Европе», — сказал «Вестям» Землянский.
Что касается малого и среднего бизнеса в Украине, то, как говорит «Вестям» глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь, он застыл в ожидании новых тарифов. «Мы просчитывали предварительно стоимость коммунальных услуг для бизнеса. Точных тарифов еще нет. Сейчас вокруг этого ведутся дискуссии. Но, исходя из наших расчетов, при одновременном повышении цен на газ и свет стоимость товаров и услуг в среднем вырастет на 15%. Вслед за ними поднимутся тарифы на бензин и перевозки. Уже сегодня в Киевской области наблюдается перебор с ценообразованием. И естественно, это прямо ложится на конечную стоимость продукта для потребителя. Отдельная тема — это конкурентоспособность. Наши товары с надписью «Сделано в Украине» очень неплохие. Но наш товар, который идет за границу, и так теряет свою конкурентоспособность за счет отсутствия модернизации оборудования. А высокая цена на энергоносители сделает его совсем неконкурентоспособным. Это большая проблема. Многие украинские производственники сейчас говорят о том, что это необоснованно дорого. Да, все понятно, мировая цена и так далее. Но мы не можем себя равнять. В США кредиты под 0,5% на модернизацию производства. А у нас 15–18%. Правительство должно это осознать и каким-то образом влиять на те монополии, которые сегодня правят бал», — сказал «Вестям» Соболь.
В противном случае экономика столкнется с очень неприятными последствиями. «Последнее, что сделает бизнес, это закроется. До этого должна произойти череда определенных событий. Но первым делом предприниматель постарается минимизировать фонд оплаты труда, то есть — распустит персонал, нагрузив рынок безработицы. Затем постарается уйти от налогообложения и начнет работать «в черную». И только в крайнем случае — закроется. Конечно, крупным компаниям трудно будет спрятаться в экономическом пространстве. Но малые предприятия — будут прятаться, чтобы оставаться на плаву. Основная задача малого бизнеса — это создание рабочих мест и обеспечение деньгами себя и своих сотрудников, а не пополнение налоговой базы, как считают в правительстве», — сказал «Вестям» Руслан Соболь.
В целом же, как говорит «Вестям» Виктор Скаршевский, больше всего пострадают те предприятия, у которых в структуре себестоимости конечной продукции высокая доля затрат газа. В первую очередь, это химические предприятия и производители удобрений. И, конечно же, это негативно повлияет как на рабочие места, так и на уровень жизни в Украине», — сказал «Вестям» Скаршевский.
ЧТО С ТАРИФАМИ?
Что касается тарифов на коммунальные услуги, то, как говорят эксперты, вырастут и они. Но позже. «Правительство говорит, что тарифы останутся на том же уровне. То есть 7,99 грн за куб. м, которые сперва казались заоблачными, уже сегодня выглядит не так апокалиптически. Тарифы на электроэнергию также пока зафиксированы. Но давайте понимать, что это не последний отопительный сезон. И предпосылки к росту сохраняются. Во-первых, Всемирный банк в одном из последних своих сообщений высказал недовольство снижением цены на свет. Я имею в виду льготные 250 кВт*ч. Плюс у нас есть дорожающий уголь, который непосредственно сказывается на стоимости кВт*ч на украинском рынке. Поэтому даже если в краткосрочной перспективе тарифы останутся прежними, то вот уже весной ситуация может развиваться по-разному. Пока абсолютно не понятно, какие компенсаторные механизмы может использовать правительство, чтобы снизить ценовую нагрузку на энергосектор. Давайте не забывать, что уже все мировые финансовые агентства говорят о том, что мир будет ждать повышенная инфляция.
Украину спасет «Северный поток — 2»?
Спасением для Украины, как ни странно, может сегодня стать запуск столь ненавистного для украинской власти газопровода «Северный поток – 2». Его запуск, как говорят эксперы, с высокой долей вероятности вернет цены в привычный коридор — около $300. Но произойдет это не раньше февраля–марта следующего года. А это все равно значит, что рекордно высокие цены на газ попадут как раз на отопительный период. «Я не думаю, что такие цены будут достаточно долго. Но вполне вероятно, что они сохранятся до начала работы «Северного потока – 2″. Россия не хочет сейчас поставлять сверхконтрактные объемы газа, чтобы сбить панику. Ну и, в принципе, это не наказуемо, тут чистый бизнес», — сказал «Вестям» Землянский.
Кроме того, как говорит нам Скаршевский, исходя из того, что цена на нефть не пустилась вслед за газом и осталась в пределах $75 за баррель, можно сделать вывод, что присутствует высокая спекулятивная составляющая. А значит впереди — масштабная коррекция. Скорее всего, резкая. В сторону снижения. Но должен быть триггер. Одним из них может быть запуск «Северного потока – 2″ в феврале или марте, охлаждение спроса в Азии. Когда это произойдет — вопрос времени. Если бы в самом деле был сверхвысокий спрос на энергоресурсы, то все бы они росли в цене. А так — только газ. Биржи очень подвержены спекуляциям. Я считаю, что это пузырь, который должен лопнуть», — сказал «Вестям» Виктор Скаршевский.